Кейс ICL Services: импортозамещение роботов для Банка Казани
Техподдержка под ключ: форматы и особенности
Группа компаний «ABC» выбрала решение Guardant для импортозамещения ключей защиты своих программных продуктов
Кейс ICL Services: локальная ИТ-инфраструктура с нуля для компании Faurecia
Видеоконтент поколения Альфа: ИИ-базированное ПО для производителя интерактивного оборудования
ЦБ
°
пятница, 26 апреля 2024

Власть глаголом «жжот»

Чиновники регионов Поволжья, по примеру российского президента, осваивают просторы Интернета. Они вступают в переписку с посетителями Паутины и политическими противниками. Правда, как выяснилось, чиновники еще не готовы к новому формату общения.

Пожалуй, ни для кого в России сейчас не секрет увлеченность президента Дмитрия Медведева компьютерами и интернет-технологиями. Недавно глава государства, в полном соответствии с демократическими традициями, создал свою страничку в Живом Журнале. Региональные чиновники в основном ограничивались традиционными способами общения — получением запросов от граждан через официальный сайт правительства или мэрии. Но в конце апреля состоялось знаковое событие — Светлана Опенышева, руководитель аппарата правительства Ульяновской области, вышла в ЖЖ и пообщалась с интернет-сообществом. Вслед за Президентом РФ и остальные региональные чиновники потянулись на просторы Интернета.
Первый блин — комом

Опенышева — одна из ключевых фигур для Ульяновской области. По сути, она является вторым, а ввиду проблем со здоровьем губернатора Сергея Морозова — зачастую и первым лицом в регионе. Выход Опенышевой в ЖЖ явно не был срежиссирован. Началось все со статьи в блоге ульяновской журналистки Ирины Каленовой, которая дала нелестную характеристику Опенышевой. Чиновнице, появившейся в Интернете, пришлось ответить на множество вопросов, многие из которых касались ее карьеры и семьи, а также выслушать нелицеприятные слова в адрес работы правительства. Потом общение переместилось на сайт Ulpressa.ru, где Опенышева продолжила отвечать на вопросы. Сама Опенышева объяснила свой выход в Интернет тем, что была затронута ее репутация.

«Впечатление от хода общения двоякое. Есть много полезных замечаний, но что удручает — откровенные злость и недовольство анонимных комментаторов, — рассказала чиновница в интервью газете «Аргументы и факты». — По возможности, я буду продолжать этот опыт, но дискуссия вживую с оппонентами, хоть и полезна, занимает очень много личного времени. Приходится общаться с личного компьютера, а до него я добираюсь очень поздно. Ну а чтобы было удобнее и чтобы читатели и комментаторы не сомневались, что на вопросы отвечаю именно я, думаю завести собственную страничку в Интернете».
Правда, эксперимент трудно назвать удачным — большинство комментариев к заявлениям Опенышевой носят негативный характер. Она была жестко поставлена анонимными комментаторами в позицию оправдывающейся, из которой, как известно, победителями не выходят.

Итог известен. Вывод: в случившемся, как ни странно это звучит, проиграли все — руководитель аппарата подтвердила тезис о том, что «лучшая импровизация всегда та, что заранее подготовлена», а «выход» на Ulpressa такими качествами явно не обладал (к тому же забылась и главная соль открытого диалога — живой язык, избран же был формат «отчет на заседании правительства»); пользователи показали лишний раз свою заточенность лишь на «уничтожение» оппонента всеми доступными манипулятивными приемами ведения дискуссии. Так оценил итог общения главы аппарата правительства Ульяновской области журналист Алексей Кошелев, без всяких церемоний указавший, что первый блин вышел комом.

В целом активное использование информационных технологий стало уже определенным трендом в политике региональных властей. По словам Светланы Опенышевой, использование в работе с населением современных информационных технологий уже сегодня дало возможность оперативного реагирования на запросы населения не в течение недели, а за считанные минуты. «Впервые в марте 2009 года губернатором области был проведен личный прием граждан в режиме видеоселектора. Это значительно снижает затраты на переезды по районам, сокращает сроки рассмотрения обращений и дает дополнительное время на работу с заявителем и принятие конкретных мер по его проблеме. Ведутся встречи с главами муниципальных образований области», — говорит Светлана Опенышева.
Блоггер рассорил депутатов со спикером

В то же время общением во Всемирной паутине увлекся и другой известный политик Ульяновска — спикер городской думы Василий Гвоздев. 27 апреля в блоге пользователя Богдана появилась статья «12 негритят Василия Гвоздева». Дело в том, что в скором времени (в марте 2010 года) должны состояться новые выборы в городскую думу. Богдан давал прогноз относительно того, каких ныне действующих депутатов спикер, имеющий крепкие позиции в региональном отделении «Единой России», не будет поддерживать. Василий Гвоздев отреагировал немедленно. От лица всех депутатов он разместил на сайте Ulpressa опровержение информации Богдана.

«Официально заявляю, что Ульяновская городская дума третьего созыва на протяжении четырех лет работает единой командой, настроена на конструктивное сотрудничество со всеми ветвями власти, с жителями Ульяновска, с представителями СМИ», — говорилось в заявлении. Спикер пригласил Богдана на очередное заседание совета городской думы, которое состоялось 4 мая. Богдан в своем послании на сайте Ulpressa сообщил, что находится за границей. Правда, спикер, кажется, ему не поверил и практически все время проведения мероприятия пытался выяснить, находится ли пресловутый блоггер в зале. Но тот, очевидно, шокированный такой настойчивостью, решил промолчать.

Зато Гвоздеву досталось от коллег-депутатов. «Справоросс» Александр Каплин категорически не согласился с текстом заявления Гвоздева. А депутат Геннадий Бударин вообще подверг Гвоздева критике. «Вы берете на себя такую ответственность и делаете такие заявления. Ну что такое вообще этот Богдан или как там он называется? Там могут быть тысячи человек зарегистрированы под таким именем. Тысячи! — возмущался депутат на заседании совета думы. — Надо смотреть объективно на вещи. Ну нельзя же реагировать на такую ерунду, которая там была. Мало ли кто что там делает, в этом Интернете. Это обыкновенная утка, на которую вы попались, самое главное, и всех депутатов завели. Сейчас весь город смеется над этим заявлением, которое вы сделали официально от лица депутатов городской думы». Гвоздев пообещал больше не общаться с Богданом и вообще с блоггерами.
Виртуально!

В других регионах власть не продвинулась так далеко в своем стремлении пообщаться с народом. Однако пример российского президента оказался заразительным и здесь. На сайтах правительств нескольких регионов появились данные о доходах губернаторов. 31 марта президент, премьер-министр и их супруги опубликовали свои декларации, несмотря на то, что федеральный закон, обязывающий государственных служащих обнародовать данные не только о своих доходах и имуществе, но и о доходах и имуществе членов своей семьи, вступает в силу только с 2010 года. Правда, свои декларации пока представили лишь губернаторы Владимир Артяков (Самарская область), Никита Белых (Кировская) и Сергей Морозов (Ульяновская область).

По мнению Михаила Матвеева, депутата Самарской губернской думы, сейчас налицо процесс демократизации власти. Именно с этим он связывает повышенную активность ульяновских политиков, а также согласие некоторых губернаторов обнародовать свои налоговые декларации. «Наша власть очень закрыта, — говорит политик. — Есть, конечно, губернаторы — Белых, ну, может быть, Морозов, которые в силу личных особенностей более общительны, готовы рассказывать людям о существующем положении дел, общаться с ними. Но таких очень мало. И сейчас Медведев личным примером делает власть более открытой, более направленной непосредственно на жителей России».

В Ульяновской области, получается, общая демократизация российской политики удачно соединяется с характером губернатора Сергея Морозова, который готов общаться с жителями региона. Именно поэтому ульяновские политики гораздо активнее в своем интернет-общении, чем представители других субъектов федерации. Но Дмитрий Лобойко, политический консультант из Самары, призывает не делать поспешных выводов. «Территориальная привязка значения, на мой взгляд, не имеет, — считает он. — Мода на Интернет среди политиков, совершенно очевидно, пошла от Дмитрия Медведева, который есть в том же Живом Журнале и вообще в этом смысле очень продвинутый. Кроме того, политика в нашей стране становится все менее публична и более виртуальна. Поэтому, можно сказать, это всего лишь отражение природы современной политики, которая построена не на электоральной поддержке, а на обмене месседжами между политическими и властными группами. Интернет для этого — очень удобная площадка. Не думаю, что кто-то из ульяновских политиков всерьез рассчитывает воздействовать таким образом на электорат», — уверен аналитик.

Истина, вероятно, лежит где-то посередине. Учитывая финансовый кризис, властям теперь приходится искать новые способы общения с населением, ведь былое благополучие ушло безвозвратно, а это в перспективе может привести к росту протестных настроений. В качестве такого альтернативного способа и появился Интернет; это быстро и удобно — можно не покидать родной кабинет. Но вряд ли виртуальное общение поможет решить все накопившиеся проблемы в отношениях между властью и обществом.

Ольга Попова.

Тематики: Регулирование, Web

Ключевые слова: блог