Кремль будет мониторить идеи в соцсетях

Несколько дней назад Министерство связи и массовых коммуникаций РФ разместило на сайте Zakupki.gov.ru заказ, один из лотов которого называется "Исследование основных направлений продвижения интересов [федеральных органов исполнительной власти] с помощью специализированных социальных сетей". На выполнение научно-исследовательской работы по данной теме выделено 5 млн рублей, хотя теоретически реальная сумма может оказаться ниже, если тендер будет проведён по всем правилам.

Судя по техническому заданию, Минсвязи хочет, чтобы подрядчик выявил в Рунете "специализированные социальные сети" и создал экспериментальный образец базы данных таких сетей. Также ему следует разработать концепцию продвижений интересов органов власти в этих сетях с учётом международного опыта и опыта коммерческих компаний. Наконец, упоминается разработка методологии мониторинга специализированных соц.сетей с целью повышения эффективности деятельности органов власти в этих самых сетях.


Какой конкретно смысл вкладывается в понятие "продвижение интересов федеральных органов исполнительной власти", сказать трудно. К счастью, журналисты "Ведомостей" попытались уточнить детали непосредственно в Минсвязи.


Пресс-служба министерства пока не смогла дать какой-либо комментарий по этому поводу. Однако нашёлся некий чиновник (его имя "Ведомости" не называют), который пояснил, что речь идёт "о создании программы, которая позволит находить в блогах и социальных сетях оригинальные и полезные идеи".


Якобы предложения граждан, поступающие по традиционным каналам, "не так интересны", поскольку граждане, обращающиеся непосредственно к власти, часто хотят денег. А в блогах народ высказывает идеи за так, и этим грех не воспользоваться. Опять же, имеется положительный опыт — например, рунетчики активно комментируют записи в ЖЖ президента. Да и ещё не угасла в памяти успешная попытка взять президента на понт блогером-футурологом Максимом Калашниковым.


Нельзя не отметить, что разъяснения чиновника из Минсвязи не столько отвечают на имеющиеся вопросы, сколько поднимают новые. Во-первых, здравый смысл (если словосочетание "здравый смысл" вообще может быть применимо в данном случае) подсказывает, что "продвижение своих интересов" и "поиск чужих идей" — это, как говорится, две большие разницы. А во-вторых, задача по разработке программы по поиску идей в социальных сетях граничит с проблемой создания искусственного интеллекта. То есть, говоря мягко, трудновыполнима.


Вполне возможно, что собеседник "Ведомостей" попросту имел в виду пока еще не оформленные, но витающие в воздухе планы о том, чтобы поставить нынешнюю практику блогопользования президента Медведева на поток. Напомним, что Дмитрий Анатольевич внимательно штудирует Живой Журнал, налагая резолюции на комменты и цитируя "френдленту" подчиненным.


С другой стороны, необходимость в проактивном присутствии власти в соцсетях тоже витает в воздухе. К примеру, еще в прошлом году появилась информация о засланных в русскую блогосферу "казачках" американского Госдепа. Те же "Ведомости" в редакционной статье сегодня предположили, что за тендером и откровениями чиновников угадывается попытка Кремля хоть как-то начать контролировать умы интернетчиков.


Возвращаясь к опубликованному на сайте госзакупок заказу, трудно сказать, где кроется путаница: то ли составители ТЗ думали об одном, а написали другое, то ли чиновник из Минсвязи не разобрался и ненароком выдал тайные планы своего ведомства, комментируя тендер. Тем не менее "Ведомости" на всякий случай опросили нескольких специалистов по социальным сетям.


Герман Клименко (LiveInternet) отметил, что, хотя освоению поддаются любые бюджеты, запрограммировать понятие "идеи" невозможно. Заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике Борис Резник высказался примерно в том же духе, но чуть с другой стороны: нет смысла тратить 5 млн, если можно посадить энное количество людей, которые бы занялись изучением блогов на предмет обнаружения там умных мыслей.


Зато Антон Носик назвал поставленную задачу понятной, осмысленной и решаемой. Правда, он ничего не говорил об автоматизированном поиске идей, а привёл в качестве примера некоего Дэйна Карсона, который постоянно отыскивает новые идеи и публикует их на своём ресурсе.


И только представитель SUP Бенджамин Вег-Проссер ограничился комментарием формулировок, использованных непосредственно в опубликованном госзаказе, сказав, что и сейчас "многие люди используют LiveJournal для продвижения своих интересов".

Рубрики: Web

Ключевые слова: Интернет, Минсвязи, Livejournal, социальные сети, исследование рынка