С должниками сведут абонентские счеты. От операторов связи требуют сдать их телефонные номера судебным приставам

Федеральная служба судебных приставов (ФССП) просит Минкомсвязи разобраться с операторами сотовой и фиксированной связи, отказывающими приставам в предоставлении сведений об абонентах. Речь идет исключительно о номерах телефонов должников, уверяют в ФССП. Следующим шагом может стать списание денег абонентов в счет погашения долгов, например по алиментам или штрафам за нарушение правил дорожного движения, опасаются операторы.

В распоряжении "Ъ" оказалось письмо (12/02-13217-CBC) от 26 августа за подписью и. о. директора ФССП Сергея Сазанова на имя министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева. Операторы сотовой и стационарной связи, как правило, отказывают судебным приставам-исполнителям в предоставлении сведений о номерах телефонов абонентов, являющихся должниками по исполнительному производству, ссылаясь на федеральные законы "О персональных данных" и "О связи", жалуются в ФССП. Однако нормы законов "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах" дают право представителям ФССП запрашивать необходимые сведения о должнике и его имуществе, напоминают приставы.


Сведения о номерах абонентов необходимы приставам, чтобы извещать должников о наличии задолженности, уверяет господин Сазанов. ФССП необходимо знать позицию Минкомсвязи, говорится в письме. Пресс-секретарь министра связи и массовых коммуникаций Елена Лашкина подтвердила "Ъ", что письмо судебных приставов получено министерством, но его позиция еще не сформирована.


"Судебные приставы не занимаются оперативно-розыскной деятельностью, между тем раскрытие конфиденциальной информации, которой является телефонный номер абонента, возможно только в рамках оперативно-розыскного мероприятия либо по решению суда",— указывает эксперт права в области телекоммуникаций Антон Богатов. Но право осуществлять оперативно-розыскную деятельность у приставов может появиться в ближайшее время: соответствующие поправки к закону "О судебных приставах" уже подготовлены ФССП.


Приставы уже сейчас требуют не только предоставлять данные о счетах, но и блокировать их и списывать с таких счетов деньги, жаловалась этим летом Ассоциация региональных операторов связи (АРОС). В своем официальном сообщении АРОС утверждала, что приставы требуют от операторов сотовой связи предоставлять сведения о наличии абонентских договоров, денежных средств на счетах абонентов, а также блокировать счета и перечислять деньги, вносимые в качестве оплаты за связь, на счет ФССП. Например, только в адрес компании "Ростовская сотовая связь" за июнь—июль от приставов поступил 2651 запрос. Ранее приставы заявляли, что списывание денег со счетов абонентов позволит бороться с неплательщиками алиментов и нарушителями правил дорожного движения.


По итогам первого полугодия 2009 года ФССП по исполнительным сборам было взыскано свыше 2,5 млрд руб., задолженности по налоговым платежам — около 35,3 млрд руб., штрафов за административные правонарушения — около 3,4 млрд руб.


""Билайн" не предоставляет информацию об абонентах по запросу судебных приставов, поскольку это не соответствует требованиям российского законодательства",— уверяет пресс-секретарь "Вымпелкома" Ксения Корнеева. Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая говорит, что оператор предоставляет судебным приставам информацию о номерах телефонов абонентов-должников, если это необходимо для исполнения решения суда. По ее словам, оператор уже внес через рабочую группу при Минкомсвязи предложения доработать отраслевое законодательство, что позволит считать лицевой счет абонента не банковским, а аналитическим (отражает стоимостный объем услуг, которые оператор должен предоставить абоненту). "Соответственно средства с такого счета в счет оплаты третьих лиц не могут быть списаны",— поясняет госпожа Осадчая. В "МегаФоне" ситуацию не комментируют.


Аналитик AC&M Consulting Антон Погребинский полагает, что если приставы получат право списывать со счетов должника деньги, то эти меры помогут дисциплинировать абонентов. "Сейчас очень много SIM-карт оформлено на третьих лиц. Первое время это может привести к неразберихе, но в итоге к оформлению номера пользователи будут относиться более ответственно",— уверен господин Погребинский.


Инна Ъ-Ерохина

Рубрики: Мобильная связь, Регулирование

Ключевые слова: ВымпелКом, МТС, МегаФон, Минсвязи, сотовые операторы, регулирование