Аналитики узрели ШПД-пропасть

Исследовательская компания ComNews Research представила результаты своего исследования ШПД в России, в котором провела анализ доступности данной услуги населению российских городов и сделала вывод, что цифровой разрыв увеличивается – здесь имеется в виду разница цен и доступность услуг в обеих столицах и в регионах. Коллеги из других исследовательских компаний не спорят, что стоимость доступа в Интернет конечным пользователям в регионах значительно выше, чем в столице, однако полагают, что «брешь» становится меньше.
«Несмотря на обнадеживающие заявления первых лиц государства, в России продолжает нарастать и без того внушительный разрыв между стоимостью широкополосного доступа в Интернет в столицах и регионах, а интернет-услуги остаются малодоступными для большинства населения страны», – сообщает ComNews Research. Аналитики агентства провели в конце мая 2009 года анализ тарифов на безлимитный доступ в крупнейших городах (35 городов с населением свыше полумиллиона человек) и выяснили, что «несправедливые цены держатся, несмотря на исчезновение в последние два года большинства объективных причин дороговизны, в частности, высоких тарифов на магистральные каналы». По мнению старшего консультанта ComNews Research Алексея Данилина, основная причина ценовых диспропорций – неблагоприятная конкурентная ситуация, чаще всего обусловленная монопольным положением межрегиональных компаний.

В качестве примера рассматривалось безлимитное предложение доступа со скоростью 1 Мбит/с (1024 кбит/с), которое уже несколько лет как стало стандартным в Москве и Санкт-Петербурге. «Из 35 крупнейших российских городов лишь в Санкт-Петербурге стоимость анализируемого предложения ниже, чем в Москве, – говорит Алексей Данилин. – При этом в наиболее «дорогом» городе – Астрахани – стоимость предложения практически в шесть раз превышает его среднюю стоимость по Москве». Согласно данным ComNews Research, в Астрахани стоимость стандартного безлимитного пакета 1 Мбит/с (1024 Кбит/с) составляет 2,9 тыс. рублей. Среди близких по стоимости – Владивосток (2,2 тыс. рублей), Рязань и Тула (по 1,9 тыс. рублей). Далее идут Краснодар (1708 рублей), Иркутск (1590 рублей), Тюмень (1450 рублей), Хабаровск (1,4 тыс. рублей), Барнаул (1350 рублей) и Уфа (1335 рублей). Для сравнения: покупка аналогичного пакета в Москве обходится пользователю в 490 рублей.

При этом покупательная способность населения указанных городов говорит о том, что предложение, являющееся стандартным для абонентов Москвы и Санкт-Петербурга, недоступно по стоимости абсолютному большинству жителей России. Согласно оценкам ComNews Research, стоимость безлимитного пакета со скоростью 1 Мбит/с в среднем по России составляет около 11 % текущих среднедушевых расходов населения. При этом в 18 из 35 крупнейших городов это соотношение превышает, порой значительно,  среднероссийский показатель. «Наименее благоприятное для пользователя отношение цена/расходы – в той же Астрахани, где стоимость стандартного безлимитного пакета составляет 37 % текущих денежных расходов населения, – уточняет Алексей Данилин. – Непомерно высокой остается цена анализируемого предложения для жителей Владивостока (27 %), Рязани (25,9 %), Тулы (23,3 %), Краснодара (22,6 %), Иркутска (20,8 %) и многих других городов».

По информации ComNews Research, из крупнейших российских городов только в Москве и Санкт-Петербурге стоимость безлимитного предложения на скорости 1 Мбит/с (1024 Кбит/с) варьируется в пределах 2-3 % месячных расходов в расчете на одного человека: именно такую долю в расходах, согласно предыдущим исследованиям, готов выделять средний российский абонент за услугу широкополосного интернет-доступа.

В ComNews Research рассказали о том, что долгое время главным фактором, сдерживающим падение цен для конечного потребителя в регионах, являлась дороговизна аренды магистральных каналов. По данным агентства, за последние два года магистральные тарифы на основных направлениях снизились в среднем в 10 раз, однако ценовые диспропорции между двумя столичными городами с одной стороны и региональными центрами с другой – сохраняются. «Весьма характерно, что пять из десяти городов с наиболее дорогим безлимитным гигабитным пакетом – Астрахань, Рязань, Тула, Краснодар, Уфа – находятся вовсе не за Уралом, а в европейской части страны, – обращает внимание Алексей Данилин. – Один этот факт полностью разрушает миф, связывающий дороговизну интернет-доступа с географической удаленностью. В большинстве анализируемых городов неблагополучие конкурентной ситуации обусловлено доминирующим положением единственного игрока, чаще всего – той или иной межрегиональной компании, входящей в холдинг «Связьинвест».

«Неблагоприятная конкурентная ситуация и завышенные тарифы продолжают тормозить рост численности абонентов в российских регионах, – делают вывод эксперты ComNews Research. – Несмотря на то что доля Москвы и Санкт-Петербурга в общей численности российских абонентов широкополосного доступа из года в год снижается, она остается чрезвычайно высокой». По оценкам ComNews Research, в I квартале 2009 года на Москву и Санкт-Петербург приходилось не менее 40 % общей численности частных абонентов широкополосного интернет-доступа в России.

Аналитик IKS-Consulting Константин Анкилов полагает, что разрыв между тарифами столичных и региональных операторов, конечно, есть. «И это объективная реальность, – уверен эксперт. – Исторически трафик шел и сейчас идет по каналу Москва – Санкт-Петербург и дальше – к границе. Соответственно, самый дешевый трафик был и есть в Москве и Санкт-Петербурге. Для передачи данных в регионы задействуются дополнительные магистрали, что вызывает удорожание услуги для конечных пользователей. Коллеги из ComNews Research правильно заметили, что ситуация с доступностью населения к ШПД в регионах складывается не только из географического принципа, но и из-за степени развитости услуги в том или ином регионе».

По мнению Константина Анкилова, в первый период развития широкополосного Интернета в регионах рынок был «дуопольным». «Трафик шел по большей части через «ТрансТелеком» и «РТКомм», и тем не менее операторские тарифы снижались, пусть и постепенно, – говорит Константин Анкилов. – Ситуация еще сильнее меняется сейчас, с вводом в эксплуатацию новых сетей. В предыдущей «пятилетке» разрыв между столицей и регионами составлял полтора порядка (т. е. десятки раз), сейчас тарифы различаются в разы. Однако подобные многократные сокращения стоимости магистрального трафика в российской практике не имеют симметричного ответа в снижении стоимости для конечного потребителя». Константин Анкилов полагает, что появление в регионах безлимитных тарифов – это прогресс. «И хотя их стоимость гораздо выше столичных, постепенно этот разрыв сокращается, – уверен Константин Анкилов. – Ответственность за цены должен нести не только магистральный оператор, но и операторы последней мили. В регионах будут предлагать большие скорости за те же деньги, сами тарифы они снижать не будут. Ситуацию могут разрешить правительственные программы по доступу в Интернет там, где коммерческим организациям это невыгодно».

Ведущий консультант департамента фиксированной связи и ШД J'son&Partners Григорий Бецков приводит, в свою очередь, анализ данных полевого онлайн-исследования J'son&Partners (ноябрь-декабрь 2008 года, с выборкой более 80 тыс. респондентов), который показывает, что активные пользователи широкополосного доступа и в Москве, и в регионах тратят на услугу ШПД примерно одинаковые средства – 580-590 руб./мес. «Однако структура потребления услуги в Москве и остальных регионах сильно разнится, – замечает Григорий Бецков. – Так, например, средняя скорость доступа в Интернет активных пользователей ШПД в Москве составляет 1,8 Мбит/с, а в регионах – всего 290 Кбит/с. При этом средний объем входящего интернет-трафика на одного пользователя в Москве в три раза превышает аналогичный показатель в регионах (8,4 против 2,7 ГБ/мес. соответственно). Мы ожидаем, что в дальнейшем неравномерность в плане потребления широкополосного доступа между Москвой и российскими регионами будет сглаживаться, однако всегда будет существовать некий дисбаланс, вызванный различными макроэкономическими факторами и различным уровнем развития ШПД».

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: Интернет-провайдеры, безлимитный Интернет, маркетинг, доступ в Интернет, широкополосный доступ, финансы, тарифы