Региональная экспансия. С помощью FTTB

Группа «ВымпелКом», недавно объединенная с компаниями «Голден Телеком» и «Корбина Телеком», начала предоставление услуг высокоскоростного доступа в Интернет под единым брендом «Билайн» на рынке частных пользователей. Он будет включать в себя беспроводную (сети 3G и Wi-Fi) и проводную (FTTB) составляющие. Это глобальный общероссийский проект, одним из ключевых направлений развития технологии для «ВымпелКом» станут регионы РФ. Напомним, что за пределами обеих столиц домашний Интернет остается достаточно редкой и дорогой услугой. К концу 2011 года FTTB-проект охватит более 300 городов, а общая сумма инвестиций в него, по оценкам экспертов, превысит $1 млрд.

ОАО «ВымпелКом» начинает развитие нового направления бизнеса – предоставление услуг широкополосного доступа в Интернет (ШПД) для частных пользователей России. Для реализации проекта используются мощности недавно приобретенных компаний «Голден Телеком» и «Корбина Телеком» (см. новость раздела «Билайн» от 3 сентября 2008 г.). Услуги ШПД будут предоставляться под единым брендом «Билайн», и в настоящее время  продажи услуг проводного Интернета стартовали в 17 городах РФ, включая ряд городов ПФО: это Саратов, Ульяновск, Самара, Тольятти, Оренбург. Другие города – это Москва, Тула, Ярославль, Калуга, Липецк, Люберцы, Воронеж (ЦФО), Петербург, Калининград, Архангельск (СЗФО), Красноярск (СФО), Ростов-на-Дону (ЮФО).

Как отмечают в компании, это один из первых шагов ОАО «ВымпелКом», направленный на формирование нового восприятия бренда «Билайн» как универсального оператора, предоставляющего широкий спектр телекоммуникационных услуг, в том числе и услуг скоростного доступа в Интернет для домашних пользователей.

Услуги будут включать в себя три составляющие. Первая, которая поддерживается сотовым оператором «Билайн», базируется на сетях 3G, которые он постепенно запускает по России. Сейчас они работают в четырех городах России – это Петербург, Нижний Новгород, Самара, и по планам, к концу 2008 года «Билайн» запустит сети третьего поколения еще в 40 городах, а к концу 2009 года «третье поколение» у оператора будет работать уже более чем в 70 городах. Напомним, что для абонентов мобильного доступа оператор предлагает специальные USB-модемы с облегченной функцией настройки компьютера.

Вторая, также беспроводная технология, - Wi-Fi - в основном доступна жителям Москвы. Она насчитывает более 15,5 тыс. точек доступа (на них было потрачено в свое время более $10 млн). Напомним, что вместе с «Голден Телекомом» «ВымпелКому» отошла сеть «Голден Wi-Fi» (сейчас «Билайн Wi-Fi»). И, наконец, третья составляющая базируется на оптоволоконной сети – FTTB (fiber-to-the-building, «волоконный кабель в дом»), - эта часть отошла «Билайну» вместе с домашним провайдером «Корбина Телеком», которая входит в первую пятерку провайдеров Москвы, а два года назад приступила к региональной экспансии.

На FTTB (или Ethernet-доступ) будет сделана отдельная ставка. По итогам второго квартала 2008 года число пользователей широкополосного Интернета «Корбины» составляло более 600 тыс. человек. Надо отметить, что около 90 % из них приходится на Москву: хотя региональная экспансия у оператора началась достаточно давно, к реальному подключению абонентов за пределами Москвы он приступил только что - основной задачей был охват как можно большего количества домов (это было отмечено рынком – наблюдатели и игроки уже начали говорить о фирменном «квадратно-гнездовом» методе «Корбины»). По планам, в 2009 году FTTB от «Билайна» появится в 80 городах, а в 2011-м  их количество превысит 300, причем будут охвачены населенные пункты с населением от 50-75 тыс. человек и выше. Что касается распространения сетей FTTB в ПФО, то на сегодня к сервису могут подключиться лишь жители Самары, Саратова, Тольятти.

Если говорить о рынке в целом, то, по прогнозам J’son&Partners, на конец 2008 года проникновение услуг ШПД в России составит около 18 %, а в 2012 году – 36 %. Уровень проникновения ПК в семьях – 43 % и 67 % за те же периоды времени соответственно. При этом в 2008 году будет насчитываться около 13,5 млн семей с ПК, а количество домохозяйств с ПК и подключенным ШПД составит 9,8 млн РФ (в России при населении 142 млн человек насчитывается 54 млн домохозяйств).

В ближайших планах ОАО «ВымпелКом» намечено увеличение собственного показателя проникновения FTTB вдвое – в 2009 году число подключенных должно составить 25 %, сейчас из 5,5 млн охваченных домохозяйств услугами ШПД пользуется 13 %. Столь внушителшьных результатов оператор предполагает добиваться за счет определенной стратегии конкуренции. Ключевыми пунктами здесь являются высокая скорость развертывания сетей в новых регионах, доминирование в каналах продаж, а также разветвленный спектр услуг и поддержание высокого уровня качества. Или, другими словами, как образно выразился директор по развитию широкополосного доступа «Билайна» Александр Малис (ранее – топ-менеджер «Корбины Телеком»), компания будет готова «землю зубами грызть и класть оптоволокно», чтобы обеспечить услуги ШПД в регионах. Такой акцент понятен: если в Москве и Петербурге жители могут получить качественный широкополосный Интернет с приемлемыми ценами, то в регионах ситуация выглядит не столь радужно, а в некоторых из них и вовсе плачевно - когда доступ на скорости 128 кбит/с может обойтись в сумму 2-3 тыс. рублей в месяц. По оценке ComNews Research, в России проникновение ШПД составляет 5,2 %. При этом, если в Москве и Петербурге, по данным агентства, проникновение достигло отметок 23,1 % и 15 % соответственно, то в ближайшем по этому показателю городе – Новосибирске – 11,9 %. Далее идут Екатеринбург – 11,1 %, Нижний Новгород – 7,4 %, Омск – 6,6 %, Самара – 4,4 %.

Такой же агрессивной политики «Билайн» будет придерживаться и в плане тарифов. Уже сейчас он ввел единую линейку во всех городах присутствия, правда, при равнозначной стоимости качество услуги в центральных регионах существенно выше, нежели в других городах РФ. «Наша глобальная задача – обеспечить доступ к удобным тарифам всем пользователям вне зависимости от географии. В некоторых регионах мы будем предлагать цену в разы, а то и на порядок ниже, чем у существующих игроков. И, конечно же, в новых для нас городах мы уберем такой анахронизм, как плата за подключение. Такой подход мы и считаем решением проблемы «цифрового неравенства», которое есть в нашей стране», - говорит Александр Малис.

Что касается ПФО, то услуга «Интернет от «Билайн» стандартно включает  две группы тарифных планов: с ограниченным объемом трафика и безлимитные. Так, в Самаре и Тольятти лимитированные, или скоростные тарифы, предполагают абонентскую плату в размере 200, 500 и 1,5 тыс. рублей за 200, 500, 1,5 тыс. Мбайт  интернет-трафика соответственно. Безлимитные тарифы при ежемесячных платежах в размере 300, 540, 810 и 1,5 тыс. рублей обеспечивают скорость доступа к Интернету до 128, 256, 512 и 1,5 тыс. Кбит/с соответственно. В Саратове линейка безлимитных тарифов включает предложения с ежемесячной абонентской платой в размере 450, 650, 875 и 1,3 тыс. рублей при 150, 300, 600 и 1024 Кбит/с соответственно. Сторостные тарифные планы предлагается оплачивать 750, 1 тыс., 1,5 тыс., 2 тыс. - по 400, 525, 650 и 920 рублей соотвественно.

Что касается доли рынка, то, как отметил управляющий директор «ВымпелКом» Россия Жан-Пьер Вандромм, в перспективе компания будет рассчитывать на 30-40 % от всего объема услуг ШПД в России. «Обновленный «Билайн» – качественно новый провайдер федерального значения, способный поддерживать любые технологии проводного и беспроводного интернет-доступа вне зависимости от местонахождения пользователя. На сегодняшний день ресурсы объединенной компании позволяют нам ставить амбициозные цели и корректировать планы развития в большую сторону», - сообщил г-н Вандромм. Сумма инвестиций в широкополосный проект оператор не раскрывает. Однако, как отмечает один из аналитиков, можно вспомнить, что у «Билайна» объем вложений в капитальные затраты составляет около $1,5 млрд в год, и примерно 20 % из них будет уходить на интернет-проект. Таким образом, в ближайшие 3-4 года сумма инвестиций превысит $1 млрд.

«Развивая направление широкополосного Интернета, мы стремимся обеспечить доступ во всемирную сеть каждому абоненту по удобной для него технологии вне зависимости от того, где он находится – дома (FTTB), на улице или за городом (3G), в кафе (Wi-Fi)», - добавил Александр Малис. Напомним, что такой интегрированный подход - с использованием нескольких технологий - пытаются использовать и другие игроки, например «Комстар-ОТС», который на данный момент предлагает связку ADSL, Wi-Fi, WiMAX (см. новость раздела «Комстар» от 19 сентября 2009 г.). Интересно, что, как и «Комстар», «Билайн» приступил к разработке унифицированного программного приложения, которое позволит пользователю легко переключаться между различными технологиями доступа.

Отметим, что тема скорости стала основной идеей новой рекламной кампании «Билайна», которая связывает скоростной Интернет и скорость в ее физическом понимании. На рекламных щитах изображаются скоростные машины – истребители, мотоциклы, окрашенные в корпоративную полоску цветов «Билайн». Как пояснили в компании, для продвижения услуги «Билайн» планирует использовать и стандартные для операторов рынка ШПД каналы, например, в домах, где возможно подключение к сети оператора, планируется расклеивать рекламные плакаты, а также раздавать флаеры.

Рубрики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, Оборудование, Финансы

Ключевые слова: Интернет, Билайн, 3G, Golden WiFi, Голден Телеком