Картинки и текст по-новому. Покажет «СМАРТС» своим абонентам

Поволжский сотовый оператор «СМАРТС» совместно с поставщиком решений для оказания допуслуг в мобильных сетях Celltick приступили к реализации нового сервиса NewsCOM. В его рамках абоненты будут получать на свои мобильные телефоны различный контент, который будет отображаться на экранах, находящихся в «спящем» режиме. Зарабатывать партнеры планируют на продаже мобильной рекламы, дополнительного контента и VAS-услуг, причем предполагается, что за них будут отвечать партнеры – сторонние контент-провайдеры, поиск которых уже ведется.

«СМАРТС» (ЗАО «Средневолжская Межрегиональная Ассоциация Радиотелекоммуникационных Систем») стартовал на рынке в 1991 году, начав работу в Самарской области. Сейчас у компании действует 9 филиалов, - помимо Самары, в таких городах как Саратов, Ульяновск, Иваново, Уфа, Элиста, Йошкар-Ола, Казань и Саранск. Кроме того, ей принадлежат акции в еще 6 сотовых компаниях, оказывающих услуги в различных регионах, в том числе и за пределами ПФО – это «Шупашкар-GSM» (Чувашия), «Астрахань-GSM», «Ярославль-GSM», «Пенза-GSM», «Волгоград-GSM» и «Оренбург-GSM». По итогам 9 месяцев 2007 года абонбаза группы компаний выросла до 3,925 млн человек. На 30 сентября 2006 года этот показатель равнялся 3,52 млн человек, то есть рост за год составил 11 %. У ЗАО «СМАРТС» абонентская база на конец сентября 2007 года составила 1,73 млн подписчиков (прирост – 12 %). Показатель ARPU у «СМАРТС» за этот период вырос на 13 % - до $6, и на 4 % вырос показатель MOU (средний ежемесячный трафик одного абонента). Выручка холдинга по итогам 9 месяцев составила 5,659 млн рублей, что на 29 % выше показателей аналогичного периода прошлого года. Выручка же ЗАО «СМАРТС», по данным на 1 октября, – 2,499 млн рублей (рост – 21,5 %). При этом, напомним, в последние несколько лет время компания активно отбивалась от корпоративных исков. Еще одно крупное событие компании – год назад стартовал ребрендинг, и сейчас «СМАРТС» продвигает себя как «Первого семейного оператора».

Компания Celltick Technologies Ltd была основана в 2000 году, и сейчас имеет центральный офис в Великобритании и офисы в России, Сингапуре, Индии, Таиланде и Бразилии, а также центр исследований и разработки в Израиле. Основной продукт, который компания продвигает на рынке – LiveScreen Media, который позволяет транслировать интерактивный контент на «спящие» (idle) экраны сотовых телефонов. Сейчас у компании Celltick в заказчиках числится около 20 операторов в разных странах мирах, включая такие имена как Vodafone, Hutchison, China Unicom, Globe Telecom, Spice, Cable&Wireless и др.

Сейчас между Celltick и «СМАРТС» заключено партнерское соглашение, согласно которому разработчик предоставил свою платформу, а оператор – возможности своей сети, для оказания услуг на базе LiveScreen Media. Они будут продвигаться под брендом NewsCOM, и планируется, что транслируемые на мобильные телефоны информационные каналы будут включать в себя последние известия, новости из мира кино и музыки, спортивные результаты, новинки моды и косметики, деловые новости и комментарии экономистов, анекдоты, гороскопы и другой развлекательный контент. Кроме того, «СМАРТС» сейчас разрабатывает концепцию собственного информационного канала «Домашний». Так как платформа LiveScreen Media поддерживает технологию определения местонахождения абонента (LBS), то планируется запуск и сервисов, тематически привязанных к определенным местам.

Коммерческая составляющая соглашения подразумевает разделение прибыли между партнерами. При этом, Celltick будет оказывать для «СМАРТС» услуги по управлению услугами, определять и регулировать доставку контента и т.д. При этом, подразумевается участие и третьих сторон – это независимые контент-провайдеры, которые и будут обеспечивать информационное наполнение NewsCOM. Сейчас Celltick и «СМАРТС» приступили к их активному поиску.

Для того, чтобы получить доступ к услуге LiveScreen абонент должен обновить ПО своего мобильного телефона. При этом, владельцам низкобюджетных телефонов необходимо получить новую SIM-карту, на который записан специальный апплет (программное приложение). Абонентам, использующих смартфоны и коммуникаторы, надо будет просто закачать специальную программу. Как сообщил коммерческий директор «СМАРТСа» Игорь Наливайко, сейчас компания только приступила к отгрузке модернизированных SIM-карт, которые, в частности, будут выдаваться новым абонентам в период новогодних подключений. По прогнозам оператора, к концу января 2008 года количество потенциальных пользователей NewsCOM должно составить несколько десятков тысяч. Еще один источник пополнения этой абонбазы – замена SIM-карт, которая будет обеспечиваться всем посетителям фирменных центров обслуживания «СМАРТС». При этом, оператор будет рассматривать возможность работы в данном направлении с дилерскими сетями (у него уже есть такой опыт, когда недавно возникла необходимость «перепрописывания» префиксов в ряде регионов действия «СМАРТС» из-за изменений в роуминговых взаимоотношениях).

В планах компании – обеспечить возможность подключения к NewsCOM всех своих абонентов к концу 2008-го года. Сейчас, когда абонбаза этого сервиса мала, «СМАРТС» приступил к первому, тестовому, этапу реализации NewsCOM, в рамках которого подписчики будут получать в основном информацию о возможностях самой услуги. Ко второму этапу оператор намерен приступить как раз после января, когда будет накоплена первая статистика по пользовательским откликам.

Для самого абонента получение информации будет бесплатным. Основной источник доходов партнеры видят в продаже дополнительных услуг и контента (рингтоны, картинки, приложения и т.д.) и размещения рекламы в каналах NewsCOM. В частности, в качестве примера в первом случае приводится ситуация, когда в городе проводится значимое мероприятие (например, концерт звезды), и абонент вместе с анонсом получает возможность скачать композиции данного исполнителя, его фото и даже приобрести билет.

Что касается возможностей мобильной рекламы и маркетинга, то здесь Celltick предлагает несколько вариантов. В частности, это стандартное рекламное объявление, спонсированные ссылки (в рамках новости определенной тематики размещается рекламное сообщение или баннер), спонсированный контент (когда одну из тематических лент спонсирует рекламодатель, например, «спортивные новости от Reebok») и продвижение продукта (product placement). В компании Celltick уверены в эффективности использования возможностей LiveScreen Media для мобильной рекламы по сравнению с другими более традиционными площадками WAP и SMS. Как отметил вице-президент Celltick по продажам в Европе Гай Вайс, по статистике компании, WAP-ом пользуются всего около 10-15 % абонентов, при этом, для того, чтобы добраться до нужной страницы требуется 10-12 кликов. В то же время, технологии Celltick позволяют получать нужный контент за 2-3 клика. Что касается использования текстовых сообщений, то потребители не готовы воспринимать более двух рекламных SMS-кампаний в месяц, и при этом организация последних занимает достаточно много времени и средств. Еще одно преимущество LiveScreen Media – постоянное отслеживание запросов абонентов, и формирование под его профиль соответствующей информации. По данным Celltick, статистика абонентской активности при получении рассылок LiveScreen такова – 80 % оставляют услугу, 35-45 % регулярно реагируют на тизеры (рекламные сообщения и анонсы), и в среднем на одного активного пользователя приходится 8-10 транзакций в месяц. При этом, Celltick обещает операторам увеличение ARPU от потребления VAS на 30 %, в том числе, и за счет того, что в WAP и SMS-среды вовлекаются новые пользователи, ранее не пользовавшиеся активно этими возможностями.

Среди одних из наиболее эффективных кампаний на базе LiveScreen Media за рубежом, например, акция Johny Walker. Компании было необходимо было собрать 5 тыс. человек (21-25 лет) на свое развлекательное мероприятие в Бангкоке. В рамках этой задачи была сделана рассылка по 6 приглашающих сообщений в день, и за два дня было получено 6,5 тыс. откликов. Компания Honda заказала продвижение своей торговой марки среди подписчиков одного из сотовых операторов. Кампания включила в себя трансляцию 2 раза в день советов по безопасности и анонс розыгрыша мотоциклов. За 20 дней было собрано 110 тыс. кликов. Еще один пример – один из региональных поставщиков контента таким образом продвинул свои услуги по продаже разноцветных SMS. За три дня рассылок (3 рекламных сообщения ежедневно) было обработано 26 тыс. запросов. Напомним, что все аналитики прочат рост затратам на мобильную рекламу на мировом рынке. Так, Informa Telecoms and Media прогнозируют рост этого рынка к 2011 году до $11,35 млрд, Jupiter Research – до $2,9 млрд, eMarketer –до $5 млрд.

Московский офис Celltick был создан три года, и сейчас на территории России и СНГ у поставщика насчитывается 9 проектов, при этом из завершенных – российский «Билайн», украинские «КиевСтар» и МТС (UMC), белорусские Velcom и Dialog GSM, Azercell. Основное отличие проекта со «СМАРТС» - партнерская схема, - остальные указанные операторы приобретали платформу и сейчас управляют услугами самостоятельно. Примечательно, что первым клиентом два года назад в этом списке стал «Билайн», однако до сих пор у него сервисы LiveScreen Media не реализованы полностью – платформа Celltick сейчас поддерживает услугу «Хамелеон», которая была запущена в конце 2005 года и предполагает постоянную рассылку обновляемой информации. Правда, в планах оператора сейчас стоит активизация здесь и запуск более продвинутых сервисов. Напомним, что «Билайн» также стал первым российским мобильным игроком, запустившим комплексное предложение по мобильной рекламе, которое включает в себя практически все возможные ресурсы – WAP-портал, «Хамелеон», USSD и IVR (см. новость от 3 октября 2007 г.). Недавно был анонсировано заключение первого такого договора с компанией Coka-Cola (см. новость от 6 декабря 2007 г.).

В целом, наблюдатели рынка считают, что тот подход к размещению мобильной рекламы, который предлагает Celltick, может найти спрос на российском рынке. «В проекте NewsCOM выбрана партнерская схема работы. Думаю, что это эффективный путь, т.к. все стороны заинтересованы в максимальном получении доходов, и, соответственно, предложении привлекательного контента, который смог бы его генерировать», - отметил генеральный директор компании Brand Mobile Давид Вачадзе. «Стоит отметить, что при предложении сервисов такого рода есть некоторые нюансы, которые стоит учитывать. В частности, предлагаемая информация не должна вызвать впечатление спама у абонентов. Кроме того, в некоторых случаях важна и своевременность такого контента, в частности, если брать такую популярную тематику как спорт, то сообщение о забитом голе должно приходить фактически тут же. Поэтому, здесь есть и особые требования к налаживанию механизмов взаимодействия с контент-проваайдерами», - отметил директор по маркетингу TEMA Mediaholding Александр Селиверстов. Примечательно, что к таким сервисам присматриваются и другие российские операторы, в частности, уже около года ведется закрытое тестирование аналогичной платформы от российского поставщика «Беркут» в «МегаФоне». Если говорить о других вендорах, то похожие технологии предлагали Motorola (платформа Screen3), а также разработчик ПО Adobe Systems, чья программная платформа базируется на использовании графического формата Flash.

Рубрики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, Оборудование, Web

Ключевые слова: новинки сотовой связи, маркетинг, Билайн, ВымпелКом, МТС, 3G, EDGE, GPRS, GSM, тарифы МТС, тарифы МегаФон, тарифные планы, МегаФон, мобильная реклама, мобильный маркетинг, IVR, WAP-портал, USSD, сотовые операторы, мобильные операторы, сотовые абоненты, абоненты сотовой связи, тарифы Билайн, МТС тарифы, тарифные планы Билайн, тарифные планы МегаФон, тарифные планы МТС, тарифы СкайЛинк, тарифы МегаФон Поволжье, акция, продвижение, рекламная кампания, GPRS Internet, Нижний Новгород, Самара, Саратов, Казань, Уфа, ПФО, Башкортостан, SMS, Татарстан, республика Татарстан, сотовые телефоны, программы лояльности, Оренбург, Мордовия, Удмуртия, Марий Эл, Саранск, Чебоксары, Пенза, Ульяновск, смартс, бонус, Ижевск