ФАС не поверил в волшебство. Рекламу МТС признали ненадлежащей

Антимонопольная служба в Татарстане признала недопустимой рекламу МТС с изображением бородатого мужчины в женской одежде и ангельскими крылышками. Оператор связи разместил ее на щитах в Казани, призывая пользоваться своими услугами по «волшебным ценам». Таким образом, было удовлетворено заявление более сотни местных жителей, в основном — верующих, которые посчитали рекламу «богохульством». В МТС говорят, что изображение ориентировано «на здравомыслящего человека с чувством юмора», и намерены обжаловать решение УФАС.

Вчера Управление федеральной антимонопольной службы по Татарстану рассмотрело заявление жительницы Казани православной верующей Натальи Боровик, под которым поставили подписи 127 ее единомышленников, по поводу рекламы регионального филиала оператора связи ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС).

Речь идет о размещенных осенью 2014 года в разных районах Казани рекламных конструкциях — пилларасах — плакатах с логотипом компании и текстом: «Волшебные цены, домашний интернет и цифровое ТВ, 400 руб. в мес.». Под текстом был изображен мужчина с усами и бородой, сидящий на красном диване в розовой юбке-пачке, расшнурованных белых ботинках с крыльями за спиной и кругом над головой, похожим на нимб, и палочкой с пятиконечной звездой в руке.

Заявители, посчитавшие рекламу безнравственной, попросили «убрать все рекламные щиты и наказать виновных согласно закону». В УФАС заподозрили признаки нарушения ч. 6 ст. 5 закона «О рекламе», где, в частности, сказано, что «не допускается использование непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, религиозных символов».

В заявлении госпожа Боровик и ее единомышленники указали, что в рекламе, по их мнению, «пропагандируется содомия», нимб над головой они назвали «богохульством», а расшнурованные ботинки персонажа — «продуманным призывом попрать все нормы общественной нравственности». Заявители выразили протест «против этих поползновений врага рода человеческого» и потребовали «защитить от созерцания этих мерзких изображений».

На заседании в УФАС госпожа Боровик назвала изображение в рекламе «непристойным». Не став утверждать, что оно пропагандирует гомосексуализм, она сказала: «Но то, что извращенец (персонаж рекламы — „Ъ“) — это точно». При этом заявительница отметила, что реклама была расположена в том числе рядом с кафе, где дети. Госпожа Боровик, ссылаясь на священные писания, отмечала, что мужчина должен носить мужскую одежду, а относительно героя «Здравствуйте, я ваша тетя» (ранее в МТС отмечали, что образ мужчины в женской одежде использовался в кинематографе) сказала, что «там другая ситуация»: «Там персонаж был вынужден скрываться под женской одеждой от преследования». Рекламу МТС она связала с тем, что «распространено на Западе, где меняют пол на какой хотят», а не довольствуются тем, «что Бог им дает», и назвала ее «оскорблением религиозных чувств». «Я не видела никогда, чтобы у волшебников были рожки, — заметила она на утверждение представителей МТС, что это сказочный вымышленный персонаж. — Мы знаем, что так (с нимбом и крыльями — „Ъ“) изображается ангел, но никак не бородатый с усами. То, что это соединили все, для нас оскорбительно». Помимо прочего госпожа Боровик припомнила недавние события в Париже, произошедшие после публикации карикатур на пророка Мухаммеда.

Ее поддержал присутствовавший на заседании психологов и представитель Общества русской культуры. Также был оглашен ответ на запрос в Духовное управление мусульман республики, которое тоже посчитало изображение мужчин в юбке неприемлемым. Кроме того, к делу по просьбе госпожи Боровик были приобщены еще более тысячи подписей против рекламы, которые, по ее словам, она собрала возле казанского кремля.

«Нужно понимать, что мы живем все-таки в светском государстве. Целью рекламы было продвижение услуги, не более того. Мы не хотели задеть чувства верующих», — заявила на заседании юрист МТС Инна Киртанова. По ее словам, те атрибуты, что использованы в рекламе, «могут присутствовать» и в других мероприятиях, например, во время карнавала. Отметим, ранее представители МТС заявляли, что реклама создавалась «с ориентиром на здравомыслящего человека с чувством юмора». Тем более, отметила госпожа Киртанова, компания уже демонтировала рекламу до того, как началось рассмотрение дела в УФАС.

После пятиминутного перерыва заместитель руководителя УФАС Данир Мухаметзянов объявил, что признает рекламу МТС ненадлежащей. Компании предписали прекратить ее распространение. Кроме того, будет возбуждено административное производство, сумма штрафа может составить 500 тыс. руб.

Вчера после заседания госпожа Киртанова заявила „Ъ“, что решение антимонопольщиков будет в обязательном порядке обжаловано в арбитраже.

Андрей Смирнов

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Регулирование

Ключевые слова: МТС, ФАС