Импортозамещение роботов для Банка Казани
Техподдержка под ключ: форматы и особенности
Группа компаний «ABC» выбрала решение Guardant для импортозамещения ключей защиты своих программных продуктов
Кейс ICL Services: локальная ИТ-инфраструктура с нуля для компании Faurecia
Видеоконтент поколения Альфа: ИИ-базированное ПО для производителя интерактивного оборудования
ЦБ
°
понедельник, 6 мая 2024

Стихийно выросли

Два лидера сотового рынка России и СНГ — МТС и «Вымпелком» обнародовали блестящие результаты III квартала. Рынок снова поверил в сотовую связь, инвесторы скупают акции, котировки рвутся вверх, а аналитики обещают рост капитализаций. Между тем успехи обеих компаний вызваны сугубо конъюнктурными факторами, а не фундаментальными изменениями на рынке.

Квартальные результаты ведущих сотовых операторов России — МТС и «Вымпелкома» (марка «Билайн») оказались не только выше всех прогнозов аналитиков, но и рекордными для самих компаний. Выручка МТС составила 1,798 млрд долларов, «Вымпелкома» — 1,358 млрд, феноменальный рост продемонстрировали и показатели среднемесячной выручки на абонента (ARPU — average revenue per user). У обеих компаний они наконец сравнялись, составив 8,6 доллара, причем рост ARPU по сравнению со II кварталом составил почти 15%. Обе компании своими финансовыми итогами существенно превысили консенсус-прогнозы аналитиков. Так, выручка МТС оказалась выше прогноза 11 инвесткомпаний и банков на 5%, показатель чистой выручки OIBDA — на 9%, а чистая прибыль — на 24%. Схожая ситуация и у «Вымпелкома»: его выручка превысила предсказанное аналитиками семи компаний значение на 5,8%, OIBDA — на 9%, чистая прибыль — на 7,4%.

Но более всего рынок оказался потрясен неожиданным взрывом в эффективности работы МТС. На протяжении нескольких месяцев этого года новый президент компании Леонид Меламед на встречах с инвесторами и во время разговоров с аналитиками обещал навести в МТС порядок, резко повысив ее эффективность. Аналитики справедливо полагали, что раздутость штатов и бюджетов — одна из ключевых причин низкой доходности МТС, сравнивая компанию с «Вымпелкомом». Индикатором эффективности управления стала норма маржи чистой выручки OIBDA.  В I и II кварталах этот показатель никак не мог перешагнуть психологическую отметку 50%, каждый раз находился какой-то фактор, сводивший на нет все усилия нового президента и его команды. Наконец, по итогам III квартала маржа показателя OIBDA составила 53,6%, превысив рекордное для компании значение 2005 года — 53,3%. Маржа чистой прибыли взлетела не меньше — до 27,1%, скакнув с 19,8% во II квартале. «МТС, словно мячик, ударилась о землю и, спружинив, полетела вверх», — прокомментировал блестящие результаты МТС генеральный директор «Вымпелкома» Александр Изосимов. Результаты «Вымпелкома» взбудоражили аналитиков несколько меньше — но это и неудивительно, ведь компания в последнее время показывает более ровные цифры. Маржа OIBDA составила 52,8%, чистой прибыли — 19,7%. Что касается целей МТС, то сейчас Леонид Меламед видит одной из своих задач не допустить падения маржи OIBDA ниже 50% по итогам всего года.

Сегодня инвесторы, похоже, снова поверили в сотовую связь. Всего за день торгов на NYSE стоимость МТС выросла на 1,4 млрд долларов до рекордных в ее истории 18,8 млрд. Сегодня компания стоит уже 19,1 млрд. Блестящие результаты МТС позитивно повлияли и на котировки «Вымпелкома» — в преддверии подведения итогов компании они выросли на 6,8%. После вчерашнего объявления квартальных результатов «Вымпелкома» рост продолжился, так что капитализация компании составляет сегодня 15,5 млрд долларов.

Блестящие результаты обеих компаний заставили аналитиков говорить о новых перспективах роста на российском сотовом рынке. А ведь совсем недавно, глядя на показатели формального проникновения, все в один голос говорили об окончательном насыщении и грядущей стагнации мобильного рынка. Так, по данным ACM-Consulting, в октябре проникновение сотовой связи в России составило 101,8%, причем в столице, по данным операторов, на одного человека приходится уже более полутора SIM-карт. Глядя на бурное развитие новых технологий широкополосного доступа и явное замедление роста сотовых компаний, замминистра информтехнологий Дмитрий Милованцев и вовсе заявил, что у сотовых операторов нет перспективы, и даже предложил их называть «традиционными сотовыми операторами», по аналогии с фиксированными — «дочками» «Связьинвеста».

На самом деле стагнация на рынке действительно есть, а нынешние феноменальные результаты связаны с регулированием и слаженным повышением цен. Ни МТС, ни «Вымпелком» не скрывают, что их доходы выросли в целом по двум причинам — от роуминговых поступлений и вследствие введения в России принципа «платит звонящий» (CPP — calling party pays). Что касается первого фактора, то он очевиден: лето — сезон отпусков, и россияне, выезжая и заграницу, и на дачи, тратят немалые деньги даже на самые скромные переговоры по сотовому. Операторы загодя подготовились к сезону отпусков, давно разделив и планету, и Россию на роуминговые зоны, что заметно упростило абонентам понимание расценок на связь, но также и повысило их расходы.

Второй фактор — CPP — заметно сложнее, так как он оказал как непосредственное влияние на доходы компаний, так и косвенное. С одной стороны, обе компании до введения принципа «платит звонящий» зарабатывали в среднем 10% своей выручки от платы за входящие звонки с сетей фиксированной связи. Эти деньги они потеряли. По оценкам Николая Прянишникова, вице-президента «Вымпелкома», в III квартале компания могла бы получить 100 млн долларов от фиксированных входящих. У МТС эта цифра должна была бы составить чуть больше — в районе 150 млн. С другой стороны, в среднем на треть, по оценкам Прянишникова, эти потери возместили фиксированные операторы, выплачивая за каждую минуту связи своих абонентов с мобильными телефонами по 95 копеек. То есть «Вымпелком» получил около 30 млн долларов, что составило 2,5% его выручки, МТС — около 2,2%.

Официальная стоимость интерконнекта (в данном случае — платы, которую взимают операторы, абонентам которых поступает звонок, с операторов, абоненты которых звонят) с фиксированными операторами в 95 копеек позволила «большой тройке» установить аналогичный тариф и в расчетах между собой и небольшими мобильными операторами. Это тоже принесло операторам неплохой доход. По оценкам «Вымпелкома», доходы от мобильного интерконнекта составили в его выручке 8%, или около 108 млн долларов. МТС говорит о сумме в размере 80 млн (4,4% выручки).

Кроме того, чтобы возместить потери после введения CPP, операторы повысили свои тарифы: во-первых, зафиксировав повышенный курс доллара в своих расчетах с абонентами — 28,7 рубля (в то время как средний курс за три месяца составил порядка 27 рублей, то есть операторы заработали дополнительно около 6%), во-вторых, повысив стоимость минуты звонка. Причем как на своих новых тарифах, так и на некоторых старых: нетронутыми остались по большей части только абоненты контрактных тарифов, которые и так тратят на связь несколько десятков долларов в месяц. В целом по сравнению со II кварталом средняя стоимость минуты у МТС выросла на 10%, у «Вымпелкома» — на 11%.

Таким образом, сотовые компании не только с лихвой возместили все свои убытки от CPP, но даже сделали на новом принципе неплохие деньги, как-то очень уж синхронно повысив свои тарифы. «Благоприятная конкурентная среда позволила российским операторам сотовой связи повысить расценки на исходящую связь в большей мере, чем было необходимо для компенсации выпадающих доходов от входящей связи. Компании, по сути, использовали сложившуюся ситуацию для корректировки маркетинговой стратегии, с тем чтобы повысить цены на свои услуги, которые заметно снизились в прошлые годы», — констатируют аналитики Deutsche UFG в своем обзоре рынка. Что касается феноменального роста ARPU, то и он имеет свои причины. «Значительную часть прироста ARPU можно назвать „бумажным“ приростом — он обеспечен за счет отключения старых „молчащих“ абонентов», — отмечают статистическую тонкость расчетов в ИК «Финам». «Замедление темпов прироста абонентской базы способствовало, по нашим оценкам, снижению доли малоговорящих абонентов», — добавляют аналитики брокерского дома «Открытие».

Между тем доходы от мобильного интерконнекта никак не повлияли на прибыльность работы компаний. «Расчеты за интерконнект позволили подрастить выручку, практически не повлияв на прибыль. Это, если вам угодно, еще один вклад в позитивные, красивые цифры. Но в нем нет ничего необычного: „Евросеть“, например, считает в своем обороте доходы от продажи скрэтч-карт и приема платежей, хотя почти ничего на них не зарабатывает. Зато оборот заметно выше», — объясняет Владислав Кочетков, аналитик «Финама». Так что рост доходов сотовых компаний в III квартале отнюдь не вызван фундаментальными изменениями рынка, куда точнее будет говорить о стихийном ответе сотовых операторов на неблагоприятные изменения делового климата, выразившиеся в попытке Мининформсвязи перераспределить доходы рынка введением CPP. И возникают сомнения: если доходы выросли в сравнении с тем периодом, когда CPP еще не было, и объясняются лишь разовыми акциями, то что должно произойти дальше, чтобы положительная динамика роста сохранилась?

Наконец, последний вопрос, который остается на сегодня, — что же станет с капитализациями сотовых компаний? Аналитики не сомневаются, что до конца года Леонид Меламед справится с поставленной в апреле этого года главным акционером компании Владимиром Евтушенковым задачей довести стоимость МТС до 20 млрд долларов. Но все не столь очевидно: в брокерском доме «Открытие» считают, что в ближайшее время «быки» начнут фиксировать свою прибыль от роста котировок, а значит, может произойти небольшой откат назад. Негативную роль могут сыграть и ожидания инвесторов относительно итогов IV квартала. Так, Александр Изосимов признал, что этот квартал традиционно тяжелый для сотовых операторов: заметно растут расходы на маркетинг, а также спешно заключаются новые договоры с вендорами, а значит, растут и капитальные затраты. «IV квартал традиционно считается самым неприбыльным для сотовых операторов, и в последние два года рентабельность по OIBDA в этом квартале равна 46%. Мы по-прежнему сомневаемся, что МТС выйдет на 50% рентабельности по итогам года», — утверждает Ростислав Мусиенко, аналитик ИК «Брокеркредитсервис».

Однако в краткосрочной перспективе телекомы, скорее всего, продолжат свой биржевой рост. «Сейчас чувствуется определенная волна по скупке бумаг сотовых компаний: ряд  инвесторов не верят в нефтянку, а среди наших эмитентов практически нет им альтернативы, кроме телекомов. Вот и вкладываются. Кроме того, подстегивают спрос и сами компании: МТС объявила самовыкуп, Altimo и Telenor через банки и фонды скупают „Вымпелком“, вот и фонд IPOC тоже объявил о своем намерении приобрести немного „Вымпелкома“. Мелкие инвесторы чувствуют эту волну, хотят спекулятивно заработать и тоже понемногу покупают», — говорит Владислав Кочетков.

Сергей Скрипников

Тематики:

Ключевые слова: