Все для борьбы с мобильным мошенничеством. «МегаФон» готов пойти на снижение выручки по VAS

Вчера, 20 июля 2010 года, в Москве «МегаФон» провел пресс-конференцию с трансляцией в регионы, на которой были оглашены первые результаты комплексной программы по борьбе с мобильным мошенничеством: за первое полугодие 2010 года количество абонентских жалоб на мобильных мошенников снизилось в четыре раза, а динамика инцидентов с premium-номерами снизилась в полтора раза. При этом оператор настроен самым решительным образом и даже готов пойти на снижение своих доходов для приведения рынка в цивилизованное русло. Представители компании также сообщили, что с осени 2010 года услуга по блокировке SMS-сообщений на премиальные номера во всех регионах станет бесплатной.
По словам начальника департамента по борьбе с мошенничеством компании «МегаФон» Сергея Хренова, в начале 2010 года был отмечен резкий всплеск активности мобильных мошенников (см. материал раздела «Мобильное мошенничество»  от 10 февраля 2010 г.), а в Роскомнадзор в январе – апреле 2010 года поступило в 3 раза больше жалоб, чем за весь 2009 год. Ссылаясь на данные TelecomDaily, он рассказал, что «обману мошенников поддался каждый пятый житель России. Объем доходов от недобросовестного ведения бизнеса рядом игроков рынка в самые удачные для них месяцы достигал $5-6 млн. А годовой доход мошенников превышает $160 млн». 

Именно поэтому начиная с 2010 года «МегаФон» активизировал работу по противодействию мошенничеству. Так, за первые шесть месяцев этого года департаментом по борьбе с мошенничеством «МегаФона» было отработано около 44 тыс. инцидентов. В их числе было более 2,5 тыс. жалоб абонентов на использование premium-номеров в мошеннических целях, а также более десятка запросов регулирующих органов. При этом с привлечением правоохранительных органов было выявлено и заблокировано более 200 мошеннических сайтов, кроме того, ежедневно блокируются от 20 и более мошеннических префиксов. Также отмечается, что в рамках комплексной программы по борьбе с мобильным мошенничеством «МегаФон» активно сотрудничает с регулирующими и правоохранительными органами, а также с другими операторами сотовой связи, работающими на территории Российской Федерации. Если оценивать проделанную работу за полугодие в целом, то за этот период количество жалоб на контент-провайдеров, поступающих в «МегаФон», снизилось в четыре раза, а динамика инцидентов с premium-номерами снизилась в полтора раза.

Начальник департамента по борьбе с мошенничеством компании «МегаФон» Сергея Хренова
Начальник департамента по борьбе с мошенничеством
компании «МегаФон» Сергей Хренов

По словам Сергея Хренова, при всем многообразии мошеннических схем злоумышленники продолжают использовать одну и ту же услугу – микроплатежи через premium-SMS. Значительная часть рынка мошеннических услуг находится на уровне «партнерских программ» в сети Интернет и напрямую не имеет отношения к услугам мобильной связи. Г-н Хренов обратил особое внимание на то, что основной причиной резкого всплеска мобильного мошенничества в России является появление нового простого способа анонимного получения денежных средств посредством SMS, когда мошенник не опасается быть пойманным и наказанным (потенциальная целевая аудитория мошенников – 210 млн сотовых абонентов). При этом альтернативные формы приема платежей (банковские переводы, платежные карты, WebMoney и Яндекс-Деньги и т. п.) не являются для мошенников столь же удобными и безопасными.
По-прежнему можно выделить пять основных мошеннических схем, использующих premium-номера: это блокираторы Windows (49 %), «Сервис без сервиса» (16 %, чтение SMS, сканеры тела и т. д.), «Открытки» (7 %), некорректное указание количества и/или стоимости SMS (4 %) и порнобаннеры/псевдоантивирусы (вместе с другими видами – 24 %). Касательно блокираторов, то, по данным антивирусной компании Dr.Web, в пиковый период фиксировалось до 100 тыс. обнаружений в день. На данный момент существует 5 разновидностей вредоносного ПО: HexZone, Blocker, Gazon, BlueScreen, SMS-sender и более 1500 их модификаций. А для разблокировки необходимо было отправить 1-3 premium-SMS стоимостью до 300 рублей. 

Каким образом «МегаФон» планирует с этим бороться? Среди основных направлений – ужесточение требований к контент-провайдерам, разработка и внедрение специальных сервисов, информирование абонентов о схемах мошенничества и способах защиты, а также оперативное разрешение претензионных обращений. 

«МегаФон» намерен развивать и совершенствовать методы борьбы с мобильными мошенниками. Мы уверены, что только активные и скоординированные усилия всех заинтересованных сторон и внедрение передовых технологий для борьбы со злоумышленниками способны решить эту значимую проблему и минимизировать ущерб от незаконных действий мошенников», – подтверждает начальник департамента по борьбе с мошенничеством «МегаФона» Сергей Хренов.

Представители «МегаФона» отвечают на вопросы журналистов
Представители «МегаФона» отвечают на вопросы журналистов

Что касается взаимоотношений «МегаФона» с контент-провайдерами, то с января 2010 года они были переведены на платформу CPA (Content Provider Access), позволяющую осуществлять оnline-тарификацию и оперативно блокировать цифровые идентификаторы. А с 1 мая 2010 года оператор работает с контент-провайдерами по новому договору, в котором прописаны более жесткие штрафные санкции за сервисы, используемые в мошеннических схемах (удержание до 90 % вознаграждений за мошеннический трафик). Кроме того, здесь четко прописан регламент взаимодействия по претензионным обращениям, согласно которому на блокировку мошеннических сервисов уходит не более 3 часов (как правило – минуты). 

Сергей Хренов привел практический случай применения этих мер к «Контент-провайдеру Первый Альтернативный» (А1) в связи с ростом до 60 % его доли в жалобах абонентов по фактам мошенничества в мае 2010 года. В результате через некоторое время в адрес «МегаФона» поступило официальное письмо от А1 о прекращении сотрудничества с 20 суб-партнерами, реализующими мошеннические схемы.

Однако на прямой вопрос журналистов, что проще всего мобильное мошенничество можно было бы искоренить введением сервиса обязательного оповещения абонентов о стоимости премиальных SMS, был получен конкретный ответ: «По нашему мнению и мнению контент-провайдеров, одностороннее (только «МегаФоном») включение такого сервиса не решит общую ситуацию на рынке. Эта мера поможет только тогда, когда на нее пойдут все три оператора «большой тройки». Кроме того, трудно представить себе, чтобы в условиях жесточайшей конкуренции кто-то из операторов пошел бы на это в одиночку (резкое падение выручки)», – прокомментировал директор управления по связям с общественностью ОАО «МегаФон» Петр Лидов. 

«Но это не снимет психологическую потребность использования таких сервисов, за которые некоторые люди действительно готовы платить такие деньги, – добавил г-н Лидов. – Цель нашей работы состоит в том, чтобы решать проблему в комплексе и в том числе с точки зрения идентификации тех людей, в чью пользу осуществляются платежи. Именно это позволит нанести сокрушительный удар по мошенничеству. Тем не менее от лица компании «МегаФон» я хочу официально заявить, что мы готовы пойти на снижение выручки, если это приведет к каким-то положительным сдвигам в борьбе с мошенничеством».

Тема мобильного мошенничества вызвала у прессы неподдельный инетерес
Тема мобильного мошенничества вызвала у прессы неподдельный интерес 

Касаясь вопроса доступности злоумышленникам абонентских баз сотовых операторов, Сергей Хренов отметил, что специально для этого в компании было проведено внутренне расследование, в результате которого пришли к выводу, что у мошенников нет абонентских баз сотовых операторов – они генерируют их случайным образом, зная DEF-код конкретного оператора в этом регионе. Он также отметил, что в случае обращения абонентов по факту мобильного мошенничества (и его подтверждения) эквивалентная сумма выплачивается всем и в полном объеме. Так, по его приблизительным оценкам, за полгода абонентам «МегаФона» было возвращено около 1 млн рублей. При этом начиная с лета 2010 года деньги возвращает лишь оператор связи, но не контент-провайдер.

Что касается разработки и внедрения специализированных антифродовых сервисов, то еще в апреле 2010 года был введено автоинформирование о стоимости SMS на некоторые premium-номера с запросом подтверждения у абонента желания отправки (Advice of Charge). А в июне «МегаФон» запустил бесплатную услугу «Мобильный прайс» (см. материал раздела «МегаФон»  от 1 июня 2010 г.), позволяющую узнать стоимость SMS на premium-номер, отправив на него символ $. В настоящее время оператор предлагает платную услугу «Стоп-контент» (абонентская плата для Москвы составляет 150 рублей в месяц), которая позволяет абонентам блокировать голосовые вызовы, USSD-запросы, подписки, а также отправку SMS-сообщений на номера контент-провайдеров. Но, по словам Сергея Хренова, уже принято принципиальное решение начиная с сентября 2010 года сделать эту услугу бесплатной во всех регионах присутствия «МегаФона».

Между тем в июне 2010 года оператор запустил онлайн-проект «Стоп фрод. Безопасное общение» на базе информационного портала stopfraud.megafon.ru. Где размещена различная информация, сгруппированная по разделам «Виды мошенничества», «Наши рекомендации», «Родителям», «Новости», «Справочная информация» (стоимость отправки SMS и звонков на premium-номера), «Обратная связь» (при факте или подозрении на мошенничество можно позвонить на номер 0500 или оставить здесь сообщение с его описанием). 

По данным «МегаФона», более половины всех жалоб по фактам мошенничества приходится на московский регион
По данным «МегаФона», более половины всех жалоб
по фактам мошенничества приходится на Московский регион

Что касается других игроков рынка сотовой связи России, то, напомним, что весной 2010 года «ВымпелКом» (бренд «Билайн») также оштрафовал компанию А1 на 5 млн рублей, а в начале июля даже появились сообщения о возможности расторжения их партнерского контракта. Между тем совсем недавно «Билайн» запустил услугу выборочного доступа к сервисам, предоставляемым контент-провайдерами (см. новость раздела «Мобильное мошенничество»  от 12 июля 2010 г.). Услуга предоставляется в двух вариантах: создание «черного списка» номеров (блокировка тех коротких номеров, на которые запрещен доступ с данного номера) и создание «белого списка» номеров (указываются номера, к которым разрешен доступ, все остальные короткие номера блокируются). Ранее подобная услуга предоставлялась только для корпоративных клиентов, абоненты массового рынка смогут подключить услугу уже в августе 2010 года. На старте проекта услуга «Черно-белые списки» будет бесплатной за первый месяц использования, но в дальнейшем стоимость услуги для каждого региона будет объявлена предварительно на сайте. В настоящее время абоненты могут подключить услугу, позвонив в операторский колл-центр по номеру 0611, с августа можно будет подключить ее автоматически по бесплатному номеру 0858 и выбрав соответствующую ветку IVR.

Весной 2010 года своих партнеров – агрегаторов контента оштрафовала на 80 млн рублей за аналогичные действия и МТС. В то же время 7 июля МТС объявил о запуске «Горячей линии 911» для сбора информации о фактах мошенничества с использованием мобильной связи. В случае мобильного мошенничества абонент может направить SMS-сообщение на бесплатный номер 1911 (сервис доступен даже при нулевом и отрицательном балансе) или электронное письмо на 911@mts.ru, указав в нем номер телефона, с которого пришло сообщение мошенников, и кратко его описать. Напомним, что еще с октября 2009 года МТС запустил бесплатную услугу «Инфоконтент», позволяющую при отправке знака «?» на некоторые короткие номера узнавать стоимость услуги, предоставляемой по нему. Кроме того, оператор уже ввел дополнительное информирование о стоимости сервиса (АоС): после того как абонент изъявляет желание приобрести контент, ему на номер приходит просьба подтвердить дополнительным SMS факт покупки. В пресс-службе оператора отмечают, что благодаря предпринятым мерам количество жалоб по факту мобильного мошенничества сократилось на 58 % по сравнению с прошлым годом (см. новость раздела «Мобильное мошенничество» от 26 апреля 2010 г.).

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Безопасность

Ключевые слова: МегаФон, мобильное мошенничество, платные смс-номера, короткий номер, мобильный контент