Группа компаний «ABC» выбрала решение Guardant для импортозамещения ключей защиты своих программных продуктов
Кейс ICL Services: локальная ИТ-инфраструктура с нуля для компании Faurecia
Видеоконтент поколения Альфа: ИИ-базированное ПО для производителя интерактивного оборудования
Никита Касьянов (ICL Services): «Новые ПАКи будут предоставлять пользователю больше возможностей для управления данными и оптимизации производственных процессов»
Алеся Бикбулатова (ICL Services): «Автоматизация процесса обучения – естественный шаг для компании в сегодняшних условиях»
ЦБ
°
пятница, 29 марта 2024

Электрическое сопротивление

Телеком в меньшей степени пострадал от кризиса, чем другие отрасли. Но и здесь ситуацию можно охарактеризовать примерно так: хорошо тем, у кого меньше долгов в валюте, остальные чувствуют себя нормально.

Антикризисные меры для компаний телекома заключались в основном в снижении абонентских тарифов с одновременным урезанием внутренних расходов. Впрочем, снижение цен нельзя однозначно объяснить проблемами с кредитными ресурсами. Осенью прошлого года, параллельно с развитием негативной ситуации в банковской и финансовой сферах, к активному освоению регионального рынка приступили новые игроки телекома. Остальные просто были вынуждены приводить ценники в соответствие, чтобы не потерять абонентов.
Доделать начатое

Наиболее неприятным для будущего отрасли стало тотальное сокращение CAPEXов поволжских предприятий и региональных филиалов федеральных компаний. Точные показатели остаются тайной за семью печатями, но если судить по количеству реляций о сдаче в эксплуатацию новых объектов – DATA-центров, магистральных линий, узлов связи, – телекомы заняты исключительно завершением прежде начатого, откладывая «на потом» многие, даже необходимые мероприятия.

Как пример, «Комстар-ОТС», который в целом находится в неплохом финансовом положении. По словам своего президента Сергея Приданцева, он снизил размер инвестиций с 22% от выручки в 2008 году до 6% в текущем. То, что этого недостаточно для роста предприятия, на пресс-конференции в Самаре, посвященной созданию поволжского филиала «Комстара», признал вице-президент по региональному развитию компании Виктор Кореш. «Мы будем вносить корректировки, чтобы финансировать новое строительство», – пообещал он, сообщив, что оператор намерен добиться 30−процентной выручки от региональной деятельности в структуре доходов.

Произнесенное, пожалуй, можно назвать открытой позицией, потому что остальные новости о региональном развитии в основном представляют собой информационно-финансовые сводки для заинтересованных лиц: кто как сумел занять, реструктурировать, погасить купоны или перевести часть долга в рубли. Убытки, которые невозможно спрятать от посторонних глаз в годовой и квартальной отчетности, объясняются, как правило, потерями на курсовых разницах и стоимостью обслуживания валютных кредитов. Самым неприятным стал первый квартал этого года, но его, тем не менее, все пережили.
Предприимчивые сотовики

Если не принимать во внимание общую загруженность операторов обслуживанием своих долгов, все сектора по итогам первого квартала продолжали расти. «Паровозом» рынка, как и прежде, выступала сотовая связь, дающая 80% доходов отрасли. Сотовые компании, если и пострадали от кризиса, то в основном в своих амбициях. Так, осенью прошлого года сорвалась сделка по поглощению поволжского СМАРТС одним из операторов «большой тройки» (претендовали МТС и «Мегафон»).

Сотовики, первоначально существенно снизив тарифы «для удержания существующей абонентской базы», постепенно начинают смелеть и компенсируют падение ARPU (средней выручки с абонента) всеми возможными способами. Свежие примеры — «Билайн» («Вымпелком») в начале лета без особого шума увеличил стоимость национального роуминга и пытается активно подсадить абонентов на дополнительные сервисы даже без их согласия. Впрочем, последнее — общепринятый прием, и здесь «Билайн» просто решил последним наступить на грабли своих коллег из «большой тройки».

МТС и «Мегафон» уже были замечены в том, что принудительно подключали абонентам платную услугу ring back tone, позволяющую заменить стандартные гудки ожидания ответа музыкальной мелодией. В июле Самарский филиал «Билайна» решил популяризировать услугу «Привет» (в МТС она называется Goodok, в «Мегафоне» – «Замени гудок»), включая ее абонентам без их запроса. Буквально месяц назад прокуратура Саратовской области начала проверку соблюдения законодательства в области связи деятельности их коллег из МТС. Поводом стали обращения абонентов с жалобами на навязывание дополнительных платных услуг в виде «Гудка». Еще неделей ранее аналогичную проверку «Мегафона» начало управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей (Роспотребнадзор) по Новосибирской области. А весной управление Роспотребнадзора по Свердловской области признало противоречащей законодательству акцию уральского «Мегафона», бесплатно подключавшего абонентам услугу «Замени гудок» с последующим автоматическим переходом в платный режим.
Пошли в народ

Кризис ознаменовался переделом сотовой розницы, которая оказалась в финансовой яме из-за долгов и либо разорилась, либо под шумок была куплена сотовыми операторами. Оказавшиеся за бортом процесса мелкие или слишком разборчивые операторы либо взялись за построение собственной сети продаж, либо временно перешли к уличным продажам контрактов, выставляя промо-стойки в людных местах. Эффективность таких продаж не столь велика, как через салоны связи, признаются коробейники, зато доходность привлеченных таким образом абонентов, как ни странно, выше – в местах продаж телефонов продавцы часто уговаривают покупателя взять новую SIM-карту в нагрузку, которая спустя короткое время за ненадобностью выбрасывается.

Все участники рынка отмечают, что сектор физических лиц оказался меньше, чем корпоративный, чувствителен к кризису. То есть тезис, что последнее, от чего человек откажется – это радость человеческого общения, оказался справедлив. Рынок продолжает расти, и вопрос в уровне снижения темпа роста. Но здесь, как и при сокращении тарифов, сложно показать, где сказалось влияние кризиса, а где пришло естественное насыщение рынка и усиление конкуренции.

Самые же интересные события в ближайшее время, несомненно, будут происходить вокруг консолидации «Связьинвеста». Особо интригует ожидаемое усиление роли госхолдинга на рынке мобильной связи – именно в Поволжье сосредоточены многие пока разрозненные сотовые активы.