Покупатели уронили смартфоны. Объемы продаж умных устройств снизились впервые за шесть лет

Продажи смартфонов в Нижнем Новгороде по итогам первого полугодия 2015 года, по разным оценкам, упали на 13–18% в натуральном выражении и на 8–15% в денежном. Это самое серьезное снижение за последние годы: такую отрицательную динамику рынок мобильных устройств демонстрировал в предыдущий кризис — в первом полугодии 2009 года. Ритейлеры ожидают дальнейшего сокращения продаж как в третьем квартале, так и по итогам 2015 года. Аналитики надеются на восстановление рынка через два года при условии улучшения экономической ситуации.

По данным МТС в Поволжье, нижегородский рынок смартфонов в первом полугодии 2015 года сократился на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За это время, подсчитал мобильный оператор, в области было продано 123 тыс. устройств. Выручка от их продажи снизилась на 8% по сравнению с первым полугодием 2014 года, до 1,15 млрд руб. По подсчетам «Связного», ситуация выглядит еще пессимистичнее: в Нижнем было продано на 18% меньше устройств (107 тыс.), выручка упала на 15% (973 млн руб.). При этом, отмечают в «Связном», обычные кнопочные телефоны, по сути, перестали влиять на оборот продаж мобильных устройств, поскольку доля смартфонов в общих продажах в городе выросла до 66% в натуральном выражении и превысила 90% в денежном.

Именно в Нижнем аналитики «Связного» зафиксировали наибольшее снижение продаж смартфонов в рублях по сравнению с другими областными центрами Приволжского федерального округа: ритейлерам Самары и Казани удалось удержать показатели выручки на уровне первого полугодия прошлого года. В Казани продажи «умных» телефонов вообще просели меньше всего по ПФО — на 10% (122 тыс. устройств), а в Перми зафиксировано самое заметное падение — на 19% (86 тыс.). В ­целом по ПФО, по данным «Связного», объем продаж фактически сохранился на уровне прошлого года и составил 14,1 млрд руб., а количественно уменьшился примерно на 10%, до 1,6 млн смартфонов.

По словам аналитиков компании, ситуация с сокращением количественных продаж смартфонов характерна для всех крупных городов страны с населением от 1 млн жителей. «В рублях в некоторых регионах рынок все еще находится „в плюсе“ относительно аналогичного периода прошлого года, что обусловлено ростом цен на гаджеты, а также тем фактором, что продажи в натуральном выражении в этих городах просели не настолько сильно, чтобы повлиять на динамику оборота в рублях», — рассказывает директор филиала «Поволжье» ритейлера «Связной» Александр Воронин. Единственным городом-миллионником, где в первом полугодии продажи росли как в штуках, так и в рублях, оставалась Москва. По оценкам генерального директора агентства Telecom Daily Дениса Кускова, в среднем по стране продажи смартфонов снизились на 20–25%.

В последний раз рынок мобильных телефонов демонстрировал отрицательную динамику в первом полугодии 2009 года — в период предыдущего кризиса, отмечают аналитики. Сегодня причинами сокращения продаж смартфонов, говорит Александр Воронин, в первую очередь является сложная ситуация в экономике, а также рост цен на устройства в конце 2014-го — начале 2015 года. По мнению Дениса Кускова, в условиях снижения доходов покупатели тратят деньги только на необходимое. Наряду со снижением продаж смартфонов на 30% сократилась реализация планшетов и на 20–25% бытовой техники. «Кроме того, многие обновили гаджеты на пике ажиотажа в декабре 2014 года, что также сказывается на показателях 2015 года», — добавляет господин Кусков.

«Связной» прогнозирует дальнейшее снижение объемов продаж смартфонов, несмотря на некоторое ожидаемое оживление рынка осенью, когда компании традиционно презентуют новые устройства, и в предновогодний период. По мнению Дениса Кускова, произошедшее падение критично, особенно для мелких игроков, и рынок будет ждать восстановления платежеспособности населения не менее двух лет при условии, что экономическая ситуация улучшится.

Александра Викулова

Рубрики: Мобильная связь, Гаджеты

Ключевые слова: смартфоны