Техподдержка под ключ: форматы и особенности
Группа компаний «ABC» выбрала решение Guardant для импортозамещения ключей защиты своих программных продуктов
Кейс ICL Services: локальная ИТ-инфраструктура с нуля для компании Faurecia
Видеоконтент поколения Альфа: ИИ-базированное ПО для производителя интерактивного оборудования
Никита Касьянов (ICL Services): «Новые ПАКи будут предоставлять пользователю больше возможностей для управления данными и оптимизации производственных процессов»
ЦБ
°
пятница, 26 апреля 2024

Руководитель тифлоцентра ННГУ Марина Рощина: «Компьютерные технологии – незаменимый инструмент реабилитации людей с нарушенными возможностями»

Тифлоинформационные технологии (от греч. typhlos – слепой) – это комплекс средств и способов, обеспечивающих незрячим и слабовидящим людям возможность доступа к информационной среде современного общества для самостоятельной работы с информацией. К ним относятся, прежде всего, компьютерные тифлотехнологии, которые позволяют инвалидам по зрению самостоятельно работать на обычных ПК и пользоваться компьютерной техникой. Первый в России специализированный университетский тифлоинформационный центр (далее – тифлоцентр) был создан в 1999 году в ННГУ им. Н. И. Лобачевского. За время существования организации ее помощью воспользовались около 100 студентов с инвалидностью по зрению. О работе тифлоцентра и значимости компьютерных технологий для реабилитации незрячих и слабовидящих рассказывает руководитель тифлоцентра ННГУ Марина Рощина.

 Марина, расскажите, пожалуйста, какую роль играет компьютер в реабилитации инвалидов по зрению?

 - Компенсаторное значение компьютера для незрячих людей трудно переоценить. Ведь чего не может незрячий? Читать и писать как все. Благодаря компьютеру он получает эту возможность. Владея компьютерной грамотностью, инвалид по зрению может отсканировать книгу и потом прослушать ее с помощью программы речевого вывода. Может пойти в Интернет и, озвучив, читать те же новости, которые читают все. Можно слушать специально записанные в высоком качестве аудиокниги. Они выпускались сперва на кассетах, затем на дисках, теперь аудиокниги загружаются в виде файлов на MP3-плееры, их можно взять в библиотеке или скачать в Интернете. Специализированные библиотеки, которые прежде обеспечивали незрячих людей звуковыми и рельефно-точечными книгами, теперь включили в свою сферу компьютеры. Таким образом, для владеющих компьютером доступ к информации значительно упрощается!

Так же и с вводом информации: незрячий пользователь может, например, открыть Word, написать текст, прослушать написанное, включить проверку орфографии. Даже при использовании таких простейших функций компьютер для незрячего не просто пишущая машинка, а незаменимый помощник.

 Чем отличаются рабочее место зрячего и слабовидящего пользователей ПК?

 - Человек с инвалидностью по зрению работает примерно с теми же программами, что и любой другой пользователь, запускает программы и открывает папки с помощью клавиатуры, общедоступных команд Windows. Единственное отличие – в использовании речевого и рельефно-точечного вывода. Речевой вывод, который мы уже упоминали, озвучивает все действия пользователя, называет элементы рабочего стола, на которых находится курсор, фрагменты текста. Это происходит за счет установки специального обеспечения. Рельефно-точечный вывод происходит на так называемом брайлевском дисплее. Этот прибор представляет собой строку (не более сорока символов), на которую выводится текст шрифтом Брайля, и незрячий пользователь считывает информацию пальцами. Самый маленький такой дисплей, состоящий всего лишь из 14 символов, к сожалению, стоит не менее 40 тыс. рублей, и приобрести его для домашнего использования могут не все. Таким образом, основная часть незрячих пользователей работает только со звуком.




Брайлевский дисплей



 Когда слабовидящие впервые знакомятся с компьютерами?

 - Это, как правило, происходит (по меньшей мере, должно происходить) в школе. Сейчас в отдельных «продвинутых» специализированных школах для слепых и слабовидящих детей ученики начинают осваивать компьютер с 5-го класса, а иногда даже раньше. Поскольку задача школы заключается не только в том, чтобы дать школьные знания, но и чтобы обеспечить возможность вести нормальную жизнь, во всех коррекционных школах преподаются специальные коррекционные предметы – например, ориентировка в пространстве. На этом же уровне в качестве коррекционного предмета идет дополнительное обучение компьютерным технологиям, уверенное использование которых существенно приближает возможности детей-инвалидов к возможностям детей с нормальным зрением. Если незрячий не умеет пользоваться компьютером, то это заведомо ставит его в неравные условия со зрячими ровесниками.

 Кто ведет в коррекционных школах занятия по владению компьютером?

 - К сожалению, кадровый вопрос в этой области до сих пор не имеет удовлетворительного решения. Регулярной подготовки специалистов, сочетающих знания в области тифлопедагогики и тифлоинформационных технологий, в нашей стране на сегодня нет. Тифлопедагогами наработаны технологии, как учить незрячих детей математике, истории и другим предметам, но компьютерная грамотность не входит в их число. Поэтому нередко случается, что педагог, обучающий незрячих пользователей компьютера, сам изобретает собственные методы обучения. И в этом есть существенная проблема, в решении которой наш тифлоцентр принимает посильное участие.

 Расскажите, пожалуйста, об истории создания тифлоцентра

 - В 1997 году институт «Открытое общество» объявил грант на создание компьютерных мест для незрячего пользователя. Получив этот грант, некоммерческая организация Нижегородский областной Центр реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» приобрела первый в Нижнем Новгороде компьютер с брайлевским дисплеем. Сперва сотрудники «Камераты» научились сами работать на нем, потом начали учить других. Выяснилось, что это больше всего нужно студентам. Так возникла идея создать специальный компьютерный центр для незрячих студентов. «Камерата» обратилась к руководству ННГУ им. Н. И. Лобачевского, где идею поддержали, углубили и решили открыть на базе ННГУ подразделение, которое будет заниматься методическими и научными разработками, организует работу с незрячими студентами, а в качестве основного инструмента реабилитации будет использовать компьютерные технологии. Так, в 1999 году был создан наш тифлоинформационный центр – первый в России университетский компьютерный центр для незрячих студентов.



В тифлоинформационном центре ННГУ



Студенты, которые приходят к нам, учатся на разных факультетах на общих основаниях. Всего у нас обучались порядка 100 студентов не только из ННГУ, но и из других вузов. Как структура университета, тифлоцентр финансируется из средств ННГУ – вуз предоставляет нам помещение, платит зарплату. Здесь работают 4 человека: я преподаю незрячим студентам, еще один педагог – слабовидящим, в нашем штате также есть инженер и специалист по социальной работе. Техника, которая здесь находится, приобретена на грантовые средства, привлеченные как университетом, так и «Камератой».

 Каковы основные направления работы тифлоцентра?

 - Прежде всего, мы распространяем компьютерные знания. Версии ПО быстро обновляются, и незрячие должны уметь работать с теми же программами, с которыми работают все, чтоб не отставать от прогресса и быть востребованными на рынке труда. Практика показывает, что незрячему человеку достаточно сложно самостоятельно изучать обновления. И мы готовы в этом помогать.

Второе направление – то, что мы называем информационной поддержкой образовательного процесса. Студенты – инвалиды по зрению могут и сами сканировать книги, но это дополнительные сложности, которых им и без того хватает. В тифлоцентре есть достаточно быстрое оборудование, в том числе сканер формата А3, и мы готовы взять эти действия на себя. Другая сторона вопроса – помощь в оформлении работ. Студенты пишут курсовые и дипломы самостоятельно, но вычитывать с помощью речевого вывода – очень трудоемкое занятие. Прежде чем текст распечатать, на него все же желательно посмотреть. Третья составная часть поддержки – предоставление возможности самостоятельно пользоваться нашим оборудованием.

Третье направление – это работа по содействию социальной адаптации. Мы реализуем проекты, связанные, например, с новыми техническими средствами.

 Расскажите о наиболее интересных совместных проектах тифлоцентра и «Камераты»?

 - В 2009 году при финансовой поддержке корпорации Intel в России и благотворительного фонда «Лукойл» реализовано два проекта: «Портативный компьютер на службу незрячим», направленный на внедрение в практику инвалидов по зрению нового класса портативной компьютерной техники – нетбуков, и «Компьютер помогает сберечь зрение», направленный на освоение слабовидящими пользователями новейших программных и аппаратных средств, позволяющих снижать зрительные нагрузки.

В 2010 году при финансовой поддержке администрации города Нижнего Новгорода реализован проект «Незрячий преподаватель XXI века». В рамках проекта проведена Летняя школа, участниками которой стали 25 инвалидов по зрению, работающих в сфере образования или планирующих это в перспективе. Программа школы была направлена на развитие навыков и личностных качеств, помогающих незрячим преподавателям преодолевать специфичные проблемы и совершенствовать свою профессиональную деятельность. Изюминкой школы стало общение участников со стилистом, ведь вопросы внешнего вида (подбор одежды, макияжа и т. д.) сложны для незрячих, возможности зрительно оценить себя и сравнить с окружающими у них нет.

В 2011 году при поддержке правительства Нижегородской области реализован проект «Интернет – универсальный помощник», направленный на обучение инвалидов по зрению использованию различных интернет-сервисов (электронные госуслуги, платежи и покупки через Интернет и др.). Использование этих технических средств и сервисов, с одной стороны, может повысить качество жизни незрячих, а с другой – требует специального обучения. Дополнительную актуальность такой работе тифлоцентра придаёт то, что другой возможности получить необходимую поддержку по специфичным вопросам использования компьютерных и других тифлотехнических средств незрячие и слабовидящие пользователи в нашем городе не имеют.

Сейчас в большом количестве появляются новые приборы для незрячих: определители цвета, говорящие рулетки, весы, часы, маркировщики предметов. Все эти технологические новинки могут существенно облегчить жизнь незрячему человеку, но купить их в Нижнем Новгороде негде. К тому же, прежде чем совершить покупку, нужно оценить удобство прибора. В 2012 году на средства благотворительного фонда «Лукойл» реализован проект «Современные решения для самостоятельной жизни незрячих и слабовидящих», благодаря которому тифлоцентр смог приобрести такие аппараты и пригласить нуждающихся на их тестирование.

В 2012 году на грантовые средства нам удалось закупить современное оборудование. Мы приобрели увеличитель для слабовидящих, с помощью которого студенты даже с очень плохим зрением могут прочитать текст, рассмотреть схемы, таблицы, а также новый мощный брайлевский принтер. По сути, брайлевскую печать кроме нас в Нижнем Новгороде никто не делает. По этому поводу к нам поступает много обращений и от людей, и от организаций. Интересный аспект – печать картинок. Сейчас у нас есть принтеры, которые печатают схемы, рельефные рисунки – на обычной бумаге рельефно-точечным шрифтом. Ожидаем поступление нового устройства для рельефной графики. Еще один принтер печатает на бумаге с термоподъемом, получаются выпуклые изображения, которые тоже можно осязать, «рассматривать» пальцами.



Брайлевский принтер



В 2012 году был реализован проект Министерства экономического развития, направленный на работу с организациями, которые используют компьютерные технологии в своей деятельности. Наша «Школа тифлокомпьютеризации НКО» проходила с марта по ноябрь. Сперва мы провели обучающий семинар, где рассказывали о новинках техники. На него приехали представители более 20 регионов России, а также из Казахстана и Киргизии. Затем прошел дистанционный курс «Тифлоинформационные технологии в социальной реабилитации инвалидов по зрению»: в электронной системе ННГУ были выложены учебные материалы, и специалисты могли зарегистрироваться и читать тексты, проходить тесты. Еще одной составляющей курса было написание курсовой работы. Наши ученики писали о том, чем каждый из них занимается сам. В ноябре 2012 года на всероссийском форуме «Тифло ИТ» состоялась защита курсовых работ, самые интересные мы выложили на наш сайт (подробнее см. новость раздела «Интеграция» от 20 ноября 2012 г.). Мероприятия так понравились, что многие участники теперь сами хотели бы провести аналогичные. Самое сложное здесь – получение финансирования. Кстати, тема привлечения средств тоже обсуждалась в ходе обучения. Что касается нас самих, то нам представляется более эффективным механизм привлечения грантов, нежели спонсорских денег.

 В каких проектах тифлоцентр участвует сейчас?

 - Сейчас продолжается проект фонда просвещения «МЕТА», он направлен на непосредственную работу с абитуриентами и студентами. В рамках него мы приобрели новую технику и выполнили методические разработки для работы с абитуриентами. Проект преследует цель заранее научить старшеклассников и абитуриентов необходимым приемам работы за компьютером. Теоретические занятия проводятся в группе, практические – индивидуально или в маленьких группах по 2 – 3 человека. Интересная часть проекта – работа со студентами с нормальным зрением. Студентам-социологам и филологам, то есть тем, кто в дальнейшем, возможно, по роду профессии будет работать с инвалидами по зрению, мы объясняем особенности восприятия мира незрячим человеком и, в частности, говорим о том, за счет чего незрячий человек может полноценно работать на компьютере.

В целом у нас около 30 постоянных посетителей. Это не только студенты, но и выпускники вузов, и люди среднего возраста, направленные к нам от центра занятости населения для повышения компьютерной грамотности. Не работаем мы только с инвалидами по зрению пенсионного возраста. Среди них тоже есть желающие освоить ПК, но у нас просто не остается времени для обучения этой категории.

 В каком направлении вы видите дальнейшее развитие тифлоцентра?

 - Мы уже сейчас взяли курс в сторону науки, методических разработок. Они касаются подготовки преподавателей, использования ИТ инвалидами по зрению, разработки с помощью нашего оборудования тематических материалов. Например, работая с избирательной комиссией, мы на брайлевском принтере готовили раздаточный материал для незрячих избирателей и трафареты для голосования.

 Как вам видится дальнейшее развитие тифлоинформатизации в городе, стране?

 - Мы считаем, что Нижегородской области нужен региональный тифлоинформационный центр. Ведь если незрячие дети, согласно государственным планам по инклюзивному образованию, массово пойдут в общие школы, учителям общеобразовательных школ будет просто необходима специальная поддержка, методики использования компьютеров в процессе обучения инвалидов по зрению. В идеале в стране должна появиться сеть центров тифлоинформатизации, которая обслуживала бы цели образования. И база методических разработок, облегчающих обучение незрячих различным профессиям и дисциплинам, которой могли бы пользоваться все вузы.

 В заключение хотелось бы задать вопрос, касающийся рынка специализированных устройств и ПО. В какие годы и благодаря чему тифлоинформационные технологии развивались наиболее активно? В каком направлении развитие происходит сейчас?

 - Доступность тифлоинформационных программ и оборудования для россиян возрастает параллельно с развитием бизнеса московского дистрибьютора «Элита Групп». Эта компания взяла на себя локализацию программ, сократила сроки появления обновлений, значительно расширила ассортимент техники, представленной на российском рынке. Сейчас технический прогресс идет в сторону появления различных сенсорных устройств, GPS-навигации, продукции со встроенной озвучкой – таковы, например, Apple iPad. Вообще, общедоступность цифровой техники постепенно становится стандартом для мировых производителей.


Подробности

Марина Анатольевна Рощина

Родилась в 1962 году. Инвалид по зрению I группы с рождения. Закончила Нижегородскую областную специальную коррекционную общеобразовательную школу-интернат для слепых и слабовидящих детей им. Николая Островского. В 1980 году поступила в Горьковский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского на факультет вычислительной математики и кибернетики. По окончании вуза работала в НИИ прикладной математики и кибернетики в Нижнем Новгороде. С 1999 года – руководитель тифлоцентра ННГУ. В 2006 году получила степень кандидата социологических наук. Тема диссертации – «Процесс тифлокомпьютеризации как фактор социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения». Замужем, воспитывает дочь. Любит путешествовать, читать научную фантастику, готовить.

Тифлоинформационный центр ННГУ

Первый в России специализированный университетский тифлоинформационный центр был создан в 1999 году в ННГУ им. Н. И. Лобачевского в структуре ведущего подразделения ННГУ в области компьютерных технологий – управления информатизации. Тифлоцентр сотрудничает с факультетом социальных наук – в качестве базовой кафедры определена кафедра общей социологии и социальной работы, что позволяет центру оказывать поддержку процесса социальной адаптации незрячих и слабовидящих студентов, привлекая к этой работе преподавательский состав и студентов факультета. Для оказания поддержки студентам – инвалидам по зрению тифлоцентр располагает комплексом технических и программных средств (пять компьютерных рабочих мест для слепых и слабовидящих пользователей, имеющих постоянное подключение к Интернету и оборудованных брайлевскими дисплеями и специализированным программным обеспечением; сканеры; принтеры для обычной и рельефно-точечной печати; копировальный аппарат, позволяющий при копировании увеличивать изображение и др.). В ННГУ на базе тифлоцентра открыты образовательные программы «Пользователь ПК (для лиц с глубокими нарушениями зрения)», «Преподаватель компьютерных тифлотехнологий» и «Тифлоинформационные технологии в социальной интеграции инвалидов по зрению».

Опубликовал: Анна Тумакова (info@ict-online.ru)

Тематики: Рынок ПК, Оборудование

Ключевые слова: компьютер