Директор Волго-Вятского филиала группы компаний «АйТи» Алексей Суслопаров: «Комплексный подход к проектам — наш ориентир на ИТ-рынке»

Один из старейших российских системных интеграторов, компания «АйТи», уже более 10 лет развивает филиальную сеть по всей России, считая ее одним из ключевых факторов для обеспечения равномерно высокого качества ИТ-услуг по всех стране. Обширная региональная сеть гарантирует заказчикам оперативную и качественную поддержку проекта на любом этапе реализации в любой точке России и в ближнем зарубежье. Каждый филиал предлагает в своем регионе весь спектр решений и услуг «АйТи» и использует для реализации больших проектов все ресурсы компании. На ИТ-рынке Поволжья «АйТи» работает девять лет — первый поволжский офис компании был открыт в 1997 году в Казани. Волго-Вятский филиал компании, расположенный в Нижнем Новгороде, работает с 2003 года, предоставляя услуги «АйТи» в Нижнем Новгороде, Нижегородской и прилегающих областях. О работе «АйТи» и наиболее значимых проектах компании в Поволжье рассказывает директор Волго-Вятского филиала Алексей Суслопаров.
В каких регионах работает Волго-Вятский филиал? И как вы взаимодействуете с соседними филиалами «АйТи»?

- Мы работаем в Нижегородской и соседних областях: Владимирской, Кировской, Ивановской, Костромской, в республиках Удмуртия и Мордовия. Другие филиалы «АйТи», расположенные в Уфе, Перми, Самаре и Казани, охватывают остальные территории Приволжского федерального округа. Каждый филиал — не просто торговое представительство, а во многом самостоятельная компания, обладающая своими человеческими и техническими ресурсами. Практически во всех филиалах «АйТи» старается развивать уникальную экспертизу. Объединение усилий нескольких филиалов дает нам возможность реализации крупных комплексных проектов. Особенно значимо это преимущество на региональных рынках, где местные ИТ-компании, как правило, работают в своих узких нишах. В то время как «АйТи» обладает компетенцией по всем составляющим информационных систем, и это очень важно на любом этапе проекта.

Насколько информационные технологии сегодня востребованы? Изменился ли за последние годы подход бизнеса ПФО к использованию информационных технологий?

- Если раньше предприятия нашего региона воспринимали вложения в ИТ исключительно как затратную статью бюджета, издержки по которой нужно максимально сократить, то в последние годы ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Идут процессы сращивания ИТ с бизнесом, заказчики начинают понимать, что от правильного применения технологий напрямую зависит эффективность деятельности их компаний. Именно поэтому мы всегда стараемся взаимодействовать не только с ИТ-специалистами, но и с топ-менеджерами, чтобы понять реальные потребности бизнеса. Проводим экспертизу бизнеса заказчика, чтобы выяснить, как построены его бизнес-процессы, что является ключевым направлением его деятельности, на чем он зарабатывает деньги (или за что ему платят, если это бюджетная организация). Смотрим, какие программно-технические решения у заказчика уже работают, каким образом он может эффективно их использовать. Подчеркну, что мы никогда не пытаемся отбросить то, что у наших клиентов уже сделано до нас. Ведь, как правило, сделано немало, поскольку большинство наших клиентов — крупные промышленные предприятия, федеральные и муниципальные органы власти. И только затем мы предлагаем, основываясь на нашем опыте, дополнительные ИТ-решения, которых у заказчика еще нет, но которые помогли бы решить новые задачи.

С другой стороны, многим компаниям зачастую недостает информации о тех ИТ-решениях, которые уже есть и применяются их конкурентами или близкими по отрасли и формату бизнеса компаниями за рубежом. Поэтому одна из наших задач – рассказать потребителям о них, помочь им осознать свои потребности. После того, как у нас возникает общее понимание поставленных задач, мы считаем, что половина дела сделана. Ведь если руководство компании-заказчика видит потенциальную прибыль, которую повлечет автоматизация, осознает экономический эффект от предлагаемых нами решений, вопрос с финансированием проекта так или иначе решается. В конце предпроектной работы всегда можно и нужно планировать экономический эффект — сколько денег заказчик заработает либо сэкономит после окончания проекта. Таким образом, расходы на проект начинают восприниматься не как затраты, а как инвестиции. Такой подход помогает нам успешно развивать бизнес.

Раньше компании ПФО в основном потребляли инфраструктурные решения, в последние годы приоритеты сдвигаются в сторону автоматизации основных бизнес-процессов, таких как управление производством, документооборот, кадровый учет, отношения с клиентами. С чем это связано?


- Сейчас уже миновал кризис в стране, когда предприятиям приходилось буквально выживать. Те, кто выжил, теперь динамично развиваются. Какое-то время назад предприятия приобретали компьютеры, сами строили сети, покупали системное программное обеспечение. Сегодня компьютеров на местах достаточно, и предприятия думают о повышении эффективности своей работы. Для этого используются как внутренние разработки, так и информационные системы сторонних производителей, причем очевидно, что все большее предпочтение отдается промышленным программным продуктам SAP, Oracle, Microsoft. Мы находимся в одном ряду с этими гигантами, имея два продукта, разработанных в нашей ГК, — «БОСС-Кадровик» и «БОСС-Референт», которые по количеству внедрений в России не отстают от альтернативных предложений перечисленных вендоров. Мы гарантируем, что версии наших продуктов всегда оперативно обновляются, соответствуют российскому законодательству, как бы быстро оно ни менялось, также идет постоянное их совершенствование для удовлетворения постоянно растущих потребностей бизнеса наших заказчиков. Однако у нас нет цели делать упор исключительно на поставки «БОСС-Референта» и «БОСС-Кадровика». Наша цель – помогать заказчику эффективно развивать его бизнес, а какие инструменты мы будем для этого использовать, вопрос технический. Конечно, небольших проектов по построению инфраструктурных решений, например структурированных кабельных систем, наш филиал пока выполняет больше по количеству, но если рассматривать проекты с точки зрения величины сделок и объема выполняемых работ, то о себе можем сказать: внедрение бизнес-приложений выходит на первое место.

Создается впечатление, что вы «проводите» заказчика по цепочке от создания ИТ-инфраструктуры до внедрения бизнес-приложений.

- Именно так. Большинство крупных российских предприятий сегодня находятся в состоянии «насыщенности» инфраструктурой, и новой задачей становится уже не наращивание инфраструктуры как таковой, а эффективное ее использование в соответствии с задачами бизнеса.

Мы всегда учитываем, что решение должно отвечать не только существующим, но и перспективным потребностям. И это отличает нас от коллег-конкурентов, которые зачастую видят свои задачи локально. Допустим, процесс создания ИТ-инфраструктуры начинается с построения кабельной системы, которая позволяет объединить в единую сеть все компьютеры на предприятии. Затем необходимо внести активную составляющую – телекоммуникационное оборудование, серверы. Здесь мы обладаем знаниями и большим опытом по установке и поддержке оборудования наших партнеров Cisco и Avaya, IBM и НР. Запустив ЛВС, внедряем следующую составляющую – системное программное обеспечение, операционные системы. Тут нам помогают статус «Золотого партнера» Microsoft, статусы IBM Premier Business Partner и Oracle Advantage Partner.

Но и инфраструктура сама по себе не приносит заказчику пользу: важно функционирование бизнес-приложений, которые обеспечивают автоматизацию его производственных процессов. Это системы ERP, CRM, HRM, СЭД, по внедрению которых мы обладаем достаточной компетенцией, работая в партнерстве с ведущими разработчиками. По ERP-системам — это SAP, Oracle, Microsoft. В качестве систем электронного документооборота и управления персоналом мы можем предложить и собственные разработки «АйТи», которые успешны на рынке уже более 10 лет. Например, на нашей системе электронного документооборота «БОСС-Референт» работает вся Налоговая служба России, а система кадрового учета «БОСС-Кадровик» установлена на крупнейших предприятиях страны, в Нижегородской области это Павловский автомобильный завод и «Нижфарм».

Какие ваши проекты вы считаете наиболее значимыми?

- В социально значимом проекте по проектированию системы социальных карт Нижегородской области мы возглавили консорциум предприятий и в результате подготовили технический проект системы и технико-экономическое обоснование, а также разработали проекты необходимых нормативных документов, регулирующих процессы создания и функционирования системы социальных карт и взаимодействия ее участников. Также мы разработали проект положения об информационном центре автоматизированной системы и план организационно-распорядительных мероприятий по созданию системы социальных карт. Это была нелегкая работа, в ходе которой сформировалось четкое понимание, что и каким образом можно достигнуть, и в результате проект был успешно сдан администрации Нижегородской области. Сейчас администрация Нижегородской области рассматривает возможность пилотной реализации системы социальных карт. Финансирование идет в рамках федеральной программы.

В числе других крупных проектов — внедрение автоматизированной системы ведения государственного кадастра недвижимости (АС ГКН) в кадастровой палате Нижегородской области и кадастровой палате Мордовии, запуск системы «БОСС-Референт» в Пенсионном фонде Нижегородской области, компаниях «Нижфарм» и «Ижавто», модернизация ИТ-инфраструктуры филиалов генерирующего холдинга «ГидроОГК» (с июня 2008 года – «РусГидро»), в том числе и Нижегородской ГЭС, построение сети передачи данных и голоса для Пенсионного фонда Марий Эл, построение единой региональной телекоммуникационной сети для правительства Кировской области. Сейчас мы ведем проект по внедрению системы электронного документооборота у крупного дистрибьютора винно-водочных и табачных изделий ПКФ «Гармония».

Каким образом выстраивается взаимодействие «АйТи» и других системных интеграторов? В каких случаях вы все же ощущаете конкуренцию, а в каких завязываете сотрудничество?

- По масштабным проектам мы с конкурентами сталкиваемся редко. Если взять локальные задачи, то желающих реализовать их на рынке достаточно, но когда речь идет о запуске «с нуля» полноценной ERP-системы, например, то выбор сужается до 2-3 компаний. Причем исторически сложилось, что в ПФО серьезную компетенцию по бизнес-приложениям имеют в основном столичные интеграторы. Хотя мы с большим уважением относимся и к местным компаниям. Местные игроки сильны в создании инфраструктурных решений, и мы нередко привлекаем их к реализации наших проектов, передавая им эти участки работы, оставляя за собой те, которые требуют отраслевой экспертизы. Обычно наше удачное сотрудничество перерастает в долгосрочное.

Какие новые направления работы «АйТи» осваивает сейчас?

- Одно из новых, интересных направлений работы нашего филиала — это автоматизация вузов. «АйТи» сотрудничает с вузами уже более 10 лет, предлагая системный подход к автоматизации учебных заведений. Результатом этой работы стало создание комплексного ИТ-решения для вузов на основе смарт-карт «АйТи-Университет», которое позволяет автоматизировать повседневную жизнь вуза. Вуз — это сложная организация, которая точно также нуждается в эффективном управлении своей хозяйственной деятельностью. А наше решение, например, позволяет автоматизировать такие рутинные функции, как контроль, учет, прием и выдачу литературы в библиотеке и т.д. Мы также сохраняем те решения, которые уже имеются у вуза, собираем их воедино и дополняем недостающими фрагментами: например, через информационные киоски и свои автоматизированные рабочие места студенты узнают о расписании, оценках, наличии книг в библиотеке и т.д. Первые пилоты сделали наши коллеги в Москве – для МСХА им. К.А. Тимирязева, Московского государственного строительного университета, МГУ. В Нижнем Новгороде тоже есть планы в этой области, открывать которые преждевременно. Замечу, что за последние годы региональные представительства московских вузов стали более самостоятельными: если раньше проекты в филиальной сети велись исключительно через головную организацию в столице, то теперь в не меньшей степени необходимо наладить контакт на месте. Кстати, это в равной степени относится к промышленным и торговым компаниям.

Еще одно серьезное направление нашей работы – информационная безопасность. «АйТи» обладает всем необходимым набором сертификатов и лицензий госорганов на работы с конфиденциальной информацией и информацией, содержащей государственную тайну. Квалификация наших специалистов и организация проектных работ соответствует очень серьезным требованиям, которые накладываются контролирующими органами.

Традиционно сильное в «АйТи» направление технической поддержки ИТ-решений постепенно подходит к трансформации в аутсорсинг поддержки всей ИТ-инфраструктуры заказчика. Нашими клиентами, в том числе и на территории Нижегородской области, являются крупные банки. Многие из них, например Банк Сосьете Женераль Восток, полностью отдали техническую поддержку нам на аутсорсинг.


Справка о компании

Компания «АйТи» была образована в 1990 году и сейчас является одним из ведущих российских системных интеграторов, предоставляет широкий спектр услуг по созданию и сопровождению корпоративных информационных систем. Основные направления деятельности - управленческий и ИТ-консалтинг, системы автоматизации управления предприятием, ИТ-инфраструктура, системы информационной и технической безопасности, аутсорсинг, обучение в сфере ИТ и менеджмента, поддержка и сопровождение информационных систем. Группа компаний «АйТи», помимо системного интегратора, включает в себя дочерние фирмы «Академия АйТи», «Аплана», «БОСС. Кадровые системы», «БОСС-Референт», «Мобико». Все компании группы работают в сфере информационных технологий и консалтинга. Филиалы «АйТи» и «Академии АйТи» действуют в 25 городах России, Украины и Казахстана. На сегодняшний день в компании работает свыше 1,5 тыс. человек, из них более 600 сотрудников являются сертифицированными специалистами. Выручка компании в 2007 году составила $170 млн.

Алексей Суслопаров

Алексей Семенович Суслопаров в 1987 году окончил Нижегородский политехнический университет по специальности «Радиотехника». С 1992 года работал в нижегородских ИТ-компаниях. С 2007 года является директором Волго-Вятского филиала «АйТи». Женат, имеет двоих детей. Хобби – фотография, коллекционирование дензнаков.

Рубрики: Интеграция, Маркетинг, ПО, Кадры